6B02202 Теология в КУ им. Ш. Уалиханова
-
Цель образовательной программы Подготовка специалистов религиозно – гуманитарной сферы в Казахстане по направлению теологии, отвечающих современным, перспективным требованиям светского государства и общества, глубоко владеющих основами религии и историко – гуманитарных наук
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B033 Религия и теология
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
История религии
Дисциплина «История религий» направлена на изучение возникновения, развития и роли мировых и традиционных религий в истории человечества. Курс раскрывает влияние религиозных учений на культуру, общественные отношения и исторические процессы. Особое внимание уделяется истории ислама, христианства, буддизма и других верований в контексте истории Казахстана и мировых цивилизаций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История ислама
Цель курса ознакомить студентов с историей возникновения и развития ислама, религиозной жизнью первых мусульман и их взаимоотношениями с мекканскими многобожниками. В результате студент сначала изучает внутреннюю и внешнюю политику Исламского государства, политическое, военное и религиозное руководство пророка Мухаммеда, проблемы и достижения построения религиозного общества, четырех халифов Рашидов, Аббасидского и Османского халифатов и история ислама в Центральной Азии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплина направлена на рассмотрение основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной). Изучаются основные способы защиты от негативно воздействующих факторов техногенного и природного характеров. Формируются навыки эффективной профессиональной деятельности и организации здорового и безопасного образа жизни.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экология и устойчивое развитие
Дисциплина рассматривает вопросы изучения основных закономерностей функционирования живых организмов, экосистем различного уровня организации, биосферы в целом и их устойчивости, анализ круга проблем, связанных с антропогенным (техногенным) воздействием на окружающую среду. Формирует представления о природоохранной деятельности, о концепции, стратегии и практических задачах устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Практический арабский язык І
Цель курса освоить простые повседневные предложения устно и письменно, зная фонетические, грамматические и лексические правила арабского языка. В ходе изучения дисциплины студент способен устно и письменно излагать свои мысли в соответствии с правилами арабского языка, читать и понимать простые тексты на арабском языке. Совершенствует навыки чтения произведений, написанных на арабском языке, из первоисточников и перевода информации для изучения зарубежного опыта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Введение в инклюзию: основы и практики
Цель дисциплины «Введение в инклюзию: основы и практики» заключается в формировании у обучающихся понимания ключевых принципов инклюзии и социальных практик, направленных на создание равных возможностей для всех граждан, включая людей с особыми потребностями. Дисциплина направлена на освоение теоретических аспектов инклюзивного подхода, а также практических навыков, которые помогут будущим специалистам внедрять инклюзивные принципы в профессиональную деятельность, независимо от области их работы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Искусственный интеллект и нейросетевые технологии
Дисциплина «Искусственный интеллект и нейросетевые технологии» знакомит студентов с основами современных технологий обработки данных и принятия решений. Курс охватывает ключевые концепции искусственного интеллекта, включая машинное обучение и нейронные сети, а также их применение в различных отраслях. Основное внимание уделяется практическому использованию ИИ и его междисциплинарным возможностям.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы религии ислам
Цель курса научить студентов основам Ислама. В результате изучения дисциплины студент на научной основе изучает основы веры в исламе, исламские правила, Коран и Сунну, пять заповедей и культов в исламе и его преимущества, изучает основные источники и принципы ислама на основа верований ханафитов и матуридов. В курсе используются методы интерпретации и описания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Дисциплина изучает динамику развития законодательства, понятие, причины и виды коррупции, ответственность за коррупционные правонарушения, модели борьбы с коррупцией. Рассматривает систему рейтинговой оценки уровня коррупции, антикоррупционные международные стандарты, организации и международные нормативно правовые акты, направленные против коррупции и отмывания денег полученных преступным путем.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы научных исследований
Целью изучения дисциплины является развитие у студентов навыков научно-исследовательской деятельности; приобщение к научным знаниям, готовность и способность их к проведению научно-исследовательских работ. Задачи изучения дисциплины: развить практические умения студентов в проведении научных исследований; совершенствовать навыки в самостоятельной работе с источниками информации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История религиозно-духовного просвещения в Казахстане ХІХ-ХХ вв.
Курс посвящен истории развития религиозного образования, роли религиозных центров в Казахстане, мечетей и медресе в указанный хронологический период. В истории мусульманской культуры Казахстана, наравне с традиционным исламским, получало развитие новометодное (джадидистское) образование. Отсюда большое внимание, которое отводится в рамках курса истории джадидизма как просветительского общекультурного движения на рубеже XIX-XX вв., роли мусульманского образования и воспитания в национально-культурном развитии казахского народа.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Ясавиведение
Целью дисциплины является развитие умения описывать и оценивать суть учения Ясави, полученного из религиозных и суфийских источников. В результате изучения дисциплины студент усваивает значение суфийских терминов и категорий, теоретико-методологические основы понимания их метафор, умение изучать суфийскую сущность произведения Ходжи Ахмеда Яссави «Дивани Хикмет» и использовать его, определить его культурный и духовный потенциал.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Чтение Корана
Цель курса – научиться читать короткие суры тридцатого жуза Корана в соответствии с правилами таджвида. В результате изучения дисциплины студент усваивает фонетические особенности арабского алфавита (махрадж), чтение арабского алфавита и правил таджвида, практическое применение правил таджвида при чтении и запоминании Корана, развивается умение самостоятельно читать Коран.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы экономики и предпринимательства
Дисциплина направлена на формирование у студентов знаний о функционировании экономики и основах ведения предпринимательской деятельности. В рамках курса изучаются ключевые экономические категории, механизмы рыночной экономики, принципы организации бизнеса, правовые основы предпринимательства, налогообложение, финансовое планирование и управление ресурсами. Особое внимание уделяется развитию предпринимательского мышления, пониманию роли предпринимателя в экономике.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
В рамках курса обучающиеся научатся использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, сохранять и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, исчислять личные налоги и заполнять налоговую отчетность, анализировать финансовую информацию и ориентироваться в финансовых продуктах. Курс «Основы финансовой грамотности» предполагает проведение практико-ориентированного обучения, деловой игры, которые активизируют не только познавательную, но и практическую деятельность обучающегося.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религия и традиции
Основной задачей данной дисциплины является изучение взаимосвязи и интеграции религии и традиции в истории народов мира. Она также призвана дать представление о синкретизме религиозных и национальных ценностей в современном Казахстане. Рассматриваются особенности взаимодействия мировых религий и традициннных культур современных наций. Курс нацеливает обучающихся на обращение к истокам, вековым традициям казахского народа. Традиционная религия – это основа нравственности, моральных ценностей, чистота помыслов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы права
Дисциплина рассматривает основы государственного устройства, и правового государства. Изучает общие положения конституционного, семейного, гражданского, административного, уголовного, финансового права. Формирует представления о механизмах правоприменения и защиты прав. Направленна на формирование активной гражданской позиции, правовой культуры и правосознания законопослушного гражданина и формирование антикоррупционной культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Шокантану
Дисциплина направлена на всестороннее изучение жизни и научного наследия выдающегося казахского ученого, просветителя и путешественника Шокана Уалиханова. Курс знакомит студентов с его вкладом в науку, культуру, этнографию, востоковедение, а также с его прогрессивными взглядами на общество и государственность. Особое внимание уделяется формированию исторического мышления, гражданской ответственности и патриотизма через призму идей Шокана Уалиханова.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практический арабский язык ІI
Цель дисциплины: научиться читать и переводить богословские тексты в соответствии с грамматическими правилами арабского языка. В процессе изучения дисциплины анализируются теологические тексты средней и повышенной сложности. Обучающиеся также должны освоить приемы и методы сопоставления первоисточников, написанных на арабском языке.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Феноменалогия религии
По данному предмету студенты изучают систематизацию религиозных феноменов, определения различных типов религии, структуру и значение религиозных явлений в том числе уникальных специфических форм проявлений религиозных феноменов. Рассматривается основной методологический принцип смысловой специфики религиозных феноменов и порождающего их религиозного опыта как реальности sui generis, несводимой к прочим формам опыта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Положение духовенства Северного региона Казахстана в ХІХ-ХХ вв.
В данном курсе студенты рассматривают положение представителей духовенства в Северном регионе Казахстана: Положение духовенства в периоды в составе Российской империи, Советского государства и Независимой Республики Казахстан, т.е. в трех исторических периодах. В частности, изучается эволюция институтов религиозных общин Северного региона и их региональные особености в области религиозно-культурных традиции. Изучается политика государства обозначенные периоды по отношению представителей духовенства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Новые религиозные движения и молодежь
По дисциплине «Новые религиозные движения и молодежь» студенты знакомятся таким духовно-религиозным явлением ХХ века как «новые религиозное движения» а также влияние НРД на различные группы современной молодежи. Изучаются спецефические черты и особенности НРД. Методы и подходы адептов НРД среди молодежного сообщества.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История межконфессиональных отношений в Северо-Казахстанском регионе
История межконфессиональных отношений в северном регионе. Основным объектом изучения данной дисциплины является история зарождения и распостранения различных религий на территории Северного региона Казахстана. История межконфессиональных отношений в периоды древности, средневековья, Российской империи, советского атеистического режима и в период обретения государственной независимости Казахстаном. Региональные аспекты межконфессиональных отношений в Северо- Казахстанском регионе.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Традиции религиозной школы Науана Хазрета
Изучается религиозная школа, заложенная выдающимся ученым-теологом, просветителем Науаном Хазретом, в начале ХХ века возрождавшим в северном регионе Казахстана мусульманские традиции, и внесшим значительный вклад в защиту национально-культурной и религиозной идентичности казахского народа. Рассматриваются его заслуги на путях утверждения исламских традиций и религиозных обычаев среди казахского населения Сарыарки.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Положение представителей ислама в северном регионе Казахстана в ХІХ-ХХ вв.
В данном курсе студенты рассматривают положение представителей исламского духовенства в Северном регионе Казахстана в различные периоды истории: в составе Российской империи, Советского государства и Независимой Республики Казахстан. В частности, изучается эволюция институтов исламской общины Северного региона и их региональные особенности в области религиозно-культурных традиций. Изучается политика государства в обозначенные периоды по отношению к представителям исламского духовенства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Культура казахского народа и исламские ценности
Данная дисциплина предоставляет обучающимся возможность изучить национально-культурный опыт казахского народа, проанализировать, сопоставить и достичь понимания этнорелигиозных ценностей. Студенты получат информацию об основных направлениях, закономерностях и тенденциях формирования и развития национальной культуры и традиций. Изучаются исторические и этнорегиональные национальные феномены культуры, специфика определения их природы, анализируются идеи и концепции ряда этнорелигиозных исследований, а также современные реалии культуры общества, тенденции ее развития.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Познакомить с понятием, функциями и жанрами академических текстов, с требованиями к написанию; сформировать навыки работы с источниками, библиотечными и Интернет-ресурсами; обсуждение проблем плагиата в академической среде; сформировать навыки грамотного оформления академического текста (аннотация, эссе, рецензия, реферат, курсовая и дипломная работа). Проведение практических занятии с использованием методических материалов, так и с использованием в учебном процессе активных и интерактивных методов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Социология религии
Данный курс является отраслью социологии и изучает характер взаимодействия между религией и обществом. Дисциплина выявляет современное место и роль религии как одного из основных социальных институтов и социальные аспекты проблем, связанных с религией; анализирует религиозную ситуацию в современном мире и в Казахстане; рассматривает роль религии в консолидации и интеграции общества, а также ее место в процессе глобализации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы хадиса
Цель курса формирование информации о словах и поступках пророка Мухаммеда, влиянии на религиозные и правовые аспекты жизни в мусульманском сообществе. В результате изучения дисциплины студент усваивает виды Сунны на основе хадисов, такие как слово (каули), действие (фигли), одобрение (такрири), образ пророка Мухаммеда (васфи), мутаватир и ахад, различия между сахих, хасан, заиф и мавду хадисами.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология религии
В процессе изучения данной дисциплины студенты знакомятся с основными направлениями психологии религии, историей ее развития, современными направлениями исследования; овладевают понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психики верующего, проблемы личности, мышления, общения и деятельности верующих Психологический подход к исследованию религиозных процессов дает научное представление о религии, поскольку религия существует в психике и функционирует по ее законам
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы веры католицизма
Цель курса познакомить студентов с историей и истоками католического движения, иерархией папского правления, католическими таинствами, религиозными обрядами и церемониями, взглядами католических богословов и философов. В результате студент узнает личность Иисуса в католической вере, божественную роль Матери Марии, состояние души в аду, апокалипсис, теорию креационизма, католические церкви, католические движения и их принципы и ритуалы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахские религиозные мыслители
Цель курса представить культурное и духовное наследие религиозных мыслителей казахских степей, их взгляды и выводы о религии. В результате изучения дисциплины студент сможет освоить взгляды казахских религиозных мыслителей на ислам, изучить их взгляды на религию в их произведениях и показать их вклад в формирование традиционных религиозных знаний. В результате изучения дисциплины используются методы сравнения, описания, оценки.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История православия
Цель курса познакомить студентов с становлением христианско-православного направления, причинами его отделения от западного христианства и историей их развития. В результате изучения дисциплины студент узнает историю становления и развития Православной Церкви, особенности Православной Церкви, иконописную культуру, основы богослужения, учения и обряды христианского православия, структурные вопросы. В курсе используются методы описания, анализа, сравнения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы тафсира
Цель курса научить студентов читать и анализировать тексты тафсиров, отражающих письменную культуру ислама, понимать смысл стихов Корана, овладевать приемами восприятия в контексте времени. В результате изучения дисциплины студент усваивает виды комментариев к аятам Корана, которые являются одним из основных источников ислама, мазхабские комментарии и основные понятия учения о комментарии. В курсе используются сравнительный и герменевтический методы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исламская антропология
Целью курса является рассмотрение концепции Корана о халифе, который представляет собой особое положение человека как творца Бога. В результате изучения дисциплины студент понимает цель и сущность сотворения природы человека, овладевает поставленными перед ним специальными задачами по отношению к себе, другим людям и внешнему миру в приобретении гносеологического статуса, сопоставительном анализе антропологические исследования исламских мыслителей.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История христианства
Цель курса познакомить обучающихся с историей и этапами развития христианства, Библии и священных текстов. В результате изучения дисциплины студенты изучают основы христианской веры, таинства, условности и религиозные установления, различия между католическими, православными и протестантскими конфессиями, анализируют историческое развитие христианства и определяют его место в современной глобализации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Калам
Цель курса познакомить с ведущей суннитской школой и ее основателями, которые руководствуются Кораном по теологическим и философским темам, руководствуются теологическими, религиозными, юридическими и практическими установками в исламе. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с особенностями возникновения идеологических течений и узнают аргументы богословов более поздних времен. Они узнают о различиях между теологическими школами.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология религиозного радикализма
Цель дисциплины - рассмотреть исторические аспекты и этимологию религиозного фанатизма, его простое и научное применение в психологическом аспекте. В результате изучения дисциплины студент узнаёт особенности психологии религиозного радикализма, роль фанатизма в системе религиозных явлений и его психологические, психопатологические и психосоциальные интерпретации, основанные на религиозно-правовых и светских принципах. В курсе используются методы анализа, сравнения, описания, интерпретации, оценки.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методика исламского права
Цель курса познакомить студентов с понятиями и методами традиционных и классических методов, фикха и усула (метода фикха), имевших место на исторических этапах становления исламского права. В результате учащийся изучает методы исламского права времен Пророка, сподвижников и табиинов, эпоху имамов-муджтахидов и их методы, основные и дополнительные источники исламского права, законы шариата и вопросы, связанные с современным исламским правом.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теологическая реабилитация
Целью дисциплины является рассмотрение таких вопросов, как причины и пути присоединения к деструктивным течениям, особенности радикальных взглядов, характеристика негативных религиозных течений. В результате изучения дисциплины студент, осваивая особенности деструктивных религиозных течений, проводит разъяснительную работу по традиционным религиозным знаниям, основанным на ханафи-матуридизме, используя различные психологические методы, вырабатывает алгоритм сложных ситуационных диалогов в тестовом режиме.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Каллиграфия
Цель курса познакомить учащихся с определением каллиграфии и особенностями написания рисунков в рукописях и архитектурных произведениях. В результате изучения дисциплины студент узнаёт отличия форм письма в исламской каллиграфии куфи, насх, сулс, райхани, рикга и др., может читать рукописи в исторических трудах и ценить вклад культуры прошлого века к мировой культуре. В курсе используется описательно-исторический метод.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Межконфессионально-государственные отношения
Цель дисциплины - овладение способами законодательного решения проблем, возникающих в межконфессиональных отношениях в стране. В ходе курса студенты узнают о религии и правах человека, свободе совести и вероисповедания, конституционно-правовых основах религиозных объединений, государстве и религиозных объединениях, государственных и межконфессиональных отношениях в Казахстане и за рубежом, зарубежном религиозном законодательстве, светских принципах, осваивает вопросы соблюдения межконфессионального согласия.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Текст хадиса
Цель курса научить студентов читать и анализировать тексты хадисов, отражающих письменную культуру ислама, понимать смысл хадисов, научиться принимать их согласно условиям времени. В результате изучения дисциплины студент знакомится с историей написания текстов и хадисоведами с учетом эпох текстов хадисов, являющихся одним из основных источников ислама, и осваивает методы правильного толкования хадисов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История протестантизма
Цель дисциплины рассмотреть историю становления и развития протестантизма как ветви христианства, причины его отделения от западного христианства. В результате изучения дисциплины студент получит общее представление о протестантских течениях, их отличиях, христианских протестантских учениях, принципах и обрядах богослужения, структурных вопросах, научится анализировать взгляды протестантских течений. В курсе используется метод сравнения, описания, анализа.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исламская этика
Цель курса – познакомить студентов с этическими нормами и правилами, основанными на Коране и хадисах, которые являются основными источниками ислама. В результате изучения дисциплины студент усваивает основные категории и понятия исламской этики и вопросы добра и зла в исламе, делает сравнительный анализ взглядов исламских мыслителей на предмет ахлак. В курсе используются методы описания, анализа, сравнения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Текст тафсира
Цель курса научить студентов теоретическим знаниям, объясняющим Коран, и познакомить с классическими и современными текстами тафсира. В результате изучения дисциплины студент способен самостоятельно читать и понимать образцы текстов тафсира по научному, ишаритскому, сектантскому, тематическому и различным направлениям тафсиров, производить сравнительный анализ методов, используемых мафассиров в толкование Корана. В курсе используются сравнительный, аналитический, герменевтический методы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исламское исскуство
Целью дисциплины является обучение студентов законам религиозно-художественного развития ислама, особенностям эстетико-художественных, религиозно-культовых проявлений духовной жизни между искусством и религией, произведениями исламского искусства. В результате изучения дисциплины студент анализирует основы формирования сакрального характера культурных традиций и получает общие сведения о месте культурных традиций в системе общего образования, произведениях исламской литературы и архитектуры, мотивах и методах украшение.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Тюрко-исламская история
Целью дисциплины является изучение вопросов преемственности культурных традиций тюркских народов и ислама и вопросов, связанных с их взаимодействием. В результате изучения дисциплины студенты получают знания о путях принятия тюркскими народами ислама и сохранения культурных традиций, формируют навыки изучения культурных традиций тюркских народов и преемственности ислама.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Тасаввуф
Цель курса заключается в раскрытии сущности и значения учения тасаввуф, его места в истории исламской культуры и специфической философии и терминологии суфизма, охватывая широкий круг вопросов, имеющих свое место как мистическое и эзотерическая доктрина в исламских учениях. В результате изучения дисциплины студент сможет изучить историю становления и развития различных суфийских религиозных организаций, освоив взаимосвязь тасаввуфа с другими науками и основными источниками.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теологическая коммуникация
Цель дисциплины показать взаимосвязь с другими религиозными мировоззрениями, разъяснив общие черты и внутреннюю логику теологических систем. В результате изучения дисциплины студент учится определять взаимосвязь между религией и образованием, религией и демократией, секуляризмом и атеизмом, религиозной сегрегацией, межконфессиональным диалогом, неосалафизмом и фундаментализмом, радикализмом и терроризмом, глобализацией и религией, традицией и модернизация.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Христианская мистика
Цель курса - научить студентов мистической и эзотерической природе христианства и путям, особенностям и слоям мистического познания вопросов эзотерики в религиозных течениях, занимающих большую часть христианства. В результате изучения дисциплины студент познает конфессиональные особенности христианского мистицизма и особенности современного христианского мистицизма, вырабатывает аналитические способности путем сопоставления слоев мистического знания в других религиях.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исламская философия
Цель курса познакомить студентов со сферой применения философских понятий в исламе, их сравнением с философией древности, географической и климатической классификацией философов, исламских мыслителей и их произведений. В результате изучения дисциплины студент усваивает суннитские и шиитские толкования в области исламской философии, мифологическую и религиозную мудрость в философии, философии и вере, культурную практику. Делает сравнительный анализ взглядов и выводов исламских философов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Исламские мазхабы
Цель курса познакомить студентов с историей и происхождением мазхабов в исламской истории, причинами их возникновения, взаимоотношениями религий и мазхаб, основными различиями между ними. В результате изучения дисциплины студенты изучают доктринальные основы религиозных, правоведческих и политических мазхабов, различия между сектами, круг религиозной литературы по письменной культуре мазхабов и территории распространения. В курсе используются методы описания, анализа, сравнения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиозная философия
Цель дисциплины дать информацию о взаимосвязи религии и философии, ее темах и проблемах, а также познакомить с историей мировых религий, цивилизационными и современными ценностями. Предмет дает общее описание религиозно-философских процессов в процессе понимания религий, приобретает навыки анализа мифо-философской тематики и теологических проблем мировых и национальных религий. В курсе используются методы описания, анализа, сравнения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Религиозная традиция казахов на основе Ханафизма и Матуридизма
Целью дисциплины является формирование представления об особенностях казахских религиозных традиций, формировавшихся на протяжении веков под влиянием ханафитского и матуридского учений и их преемственности с казахскими мыслителями, их творчеством, принципами, религиозными воззрениями, исламскими установлениями. В результате изучения дисциплины студенты делают теологический анализ негативной деятельности радикальных религиозных групп и позитивных позиций ханафитского и матуридского учений, оказывающих негативное влияние на стабильность современного общества.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История католистической церкви
Цель курса рассмотреть деление христианской церкви на западную и восточную, возникновение католицизма, основы католического движения, Библию и Предания, богословские и литургические отличия от Восточной церкви. В результате изучения дисциплины студенты узнают принципы покаяния и сатифакса в христианстве, культы и паломничества, монашеские и конные ордена, политические позиции католической церкви в эпоху Просвещения и Нового времени, историю католической церкви.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Осуществлять культурно-просветительскую работу в сфере религиозных отношений; владеть навыками организации научных исследований и профессиональной деятельности, а также управления ими; уметь определять состояние межконфессиональных и иных общественных отношений, их взаимодействие; излагать государственную политику в сфере религии.
- Применять методы научных исследований, искусственного интеллекта и академического письма в изучаемой области, соблюдать принципы академической честности в профессиональной деятельности, демонстрировать знания практических основ физической культуры
- Уметь объяснять особенности традиционных казахских культурных и исламских ценностей, обладать глубокими знаниями по вопросам религиозных и национальных традиций казахского народа
- Демонстрировать базовые знания и основные закономерности истории Казахстана, основы философских, социально-политических, экономических, естественно-научных и правовых знаний, применять навыки коммуникации в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках.
- Владеть навыками межкультурного и межконфессионального общения с различными – религиозными и светскими – представителями общества, выражать и отстаивать свои взгляды по современным религиозно-богословским вопросам;
- Быть способным сопоставлять историю религии и религиозных течений, знать религиозно-богословские и историко-научные концепции; владеть методами изучения исламских учений, источников религии, различать традиционные и нетрадиционные религии, обладать навыками теологического анализа с опорой на религиозные принципы;
- Знать о жизни и деятельности религиозных и духовных лидеров, иметь объективные представления о традиционных и нетрадиционных религиях северного региона Казахстана, знать общую историю тюрко-мусульманских народов.
- Знать правила чтения религиозных текстов, анализировать религиозно-философские тексты и произведения, применять коммуникативные навыки на государственном и иностранном языках для дальнейшего самообразования и самосовершенствования, профессиональной коммуникации, конструктивного общения с представителями различных социальных групп, этносов и религий в условиях культурного многообразия общества.
- Знать комментарии к священным писаниям Торы, Библии, Забура, Корана; владеть методикой чтения, анализа и толкования Корана с древних времен до наших дней; уметь составлять устные и письменные тексты, толковать основы хадисов, калама, исламского права.
- Уметь анализировать процессы межэтнических и межрелигиозных отношений в различных регионах Казахстана, а также условия перемен в религиозной жизни этносов и конфессий.