6B05203 География в АтУ им. Досмухамедова
-
Цель образовательной программы Подготовка специалистов-географов в области естественных наук, изучающих, прогнозирующих природные закономерности и природные явления, управляющих и контролирующих природопользование.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Атырауский университет имени Х.Досмухамедова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B052 Наука о земле
-
Предметы на ЕНТ Математика и География
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Дисциплина рассматривает проблемы формирования антикоррупционной культуры как в историческом, так и в современном контекстах, системно раскрывая универсальную сущность, природу происхождения, причину устойчивости коррупции, также анализируются социально-экономические, правовые, культурные, нравственно-этические аспекты противодействия коррупции в Республике Казахстан. Изучение данной дисциплины способствует обеспечению соблюдения принципов этики юриста, в том числе принимать меры по профилактике коррупции и пресечению коррупционных (иных) правонарушений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний по основам жанра академического письма (научного письма) и практических навыков написания учебных и исследовательских академических текстов. Изучение дисциплины позволит студентам осуществлять профессиональную деятельность, связанную с правильным лексическим оформлением текста и организацией структуры, поиском информации в научных базах данных, анализом и реферированием текстов, работой с различными жанрами академического письма.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экология и устойчивое развитие
Целью учебной дисциплины является формирование единого представления об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества, создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождений. Рассматриваются пути безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Целью дисциплины является формирование у обучающихся рационального финансового поведения при принятии решений, касающихся личных финансов, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования в том числе цифровых технологий. Обучающиеся ознакомятся с понятием финансовая грамотность, получат основные практические навыки, которые необходимы для принятия взвешенных решений на финансовом рынке, научится нести ответственность за риски, связанные с самостоятельным выбором и использованием основных финансовых услуг и финансовых инструментов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общее землеведение
Целью дисциплины является формирование представления о природе нашей планеты как целостной материальной системе, составные части которой (ее компоненты) находятся в тесном взаимодействии и непрерывном развитии, вооружением студентов знаниями, необходимыми для восприятия последующих региональных курсов физической географии. Дисциплина включает компоненты оболочек (атмосферы, гидросферы, литосферы) и живого вещества во взаимной связи и взаимодействии как частей целого, подчиняющихся общим закономерностям.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Картография с основами топографии
Целью дисциплины является изучение картографических способов изображения явления на общегеографических и тематических картах, генерализации и классификации карт и атласов. Дисциплина направлена на формирование у студентов систематизированных знаний, умений и навыков по картографии; формирование географического мышления. Основной акцент сделан на использовании топографических, общегеографических и тематических карт (на картографическом методе исследования), различным проекциям, и характеру их распределения в пределах картографируемой территории.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы предпринимательства и ментор стартапов
Цель изучения дисциплины является стимулирование интереса обучающихся к явлению «предпринимательство» и формирование базовых предпринимательских компетенций. Обучающиеся получат системное представление о современной предпринимательской деятельности как непрерывном процессе, направленном на выявление и удовлетворение потребностей и спроса на рынке. В процессе освоения дисциплины обучающиеся изучат инструментарий эффективного управления предпринимательской деятельностью, получат поддержку и помощь в разработке бизнес-стратегий, навыки решения проблем в конкурентной среде, также знания об ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Изучение дисциплины направлено на сформирование у студентов знания и понимания методологии научного исследования; обучить составлению структуры будущей научной работы; обучить правильному формулированию цели, постановки задач; обучить определению объекта и предмета исследования; освоить грамотный подбор методов научного исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геология
Целью дисциплины является изучение строения, состава, происхождения и развития Земли, а также образования земной коры, составляющих ее минералов, горных пород, руд, других полезных ископаемых, закономерностей в процессах, истории возникновения и развития жизни на земле. В результате освоения дисциплины обучающийся, используя полученные знания: о строение Земли, историю и эволюцию ее развития, влияние эндогенных и экзогенных процессов на окружающую среду. Может выявлять негативные геологические процессы и проводить возможные защитные меры.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Историческая геология
Целью дисциплины "Историческая геология" является формирование у студентов глубоких знаний о развитии Земли и ее биосферы на протяжении геологического времени, а также понимания процессов, которые формировали и изменяли земную кору, климатические условия и жизнь на планете. Дисциплина направлена на изучение методов и принципов стратиграфии, палеонтологии и других наук, используемых для реконструкции геологической истории Земли, а также на развитие навыков интерпретации геологических данных для понимания эволюции планеты и ее экосистем.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы геодезии
Целью дисциплины является предоставить студентам наземные справочные системы, системы координат и расчет времени, используемые в геодезических работах. Общие и специальные знания о системах координат, методах решения задач определения, применения и преобразования координат, современных методах построения координатной справочной базы и других геодезических работах. В результате студент умеет выполнять исследования, поверки и юстировки топографических и геодезических приборов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Физическая география и природные системы
Целью дисциплины является изучение физической географии мира, познание общих планетарных и крупных региональных закономерностей возникновения, развития и хозяйственного освоения ландшафтов. Дисциплина изучает факторы дифференциации ландшафтной сферы Земли, знаниями об зонально-поясной структуре материков и океанов в ее современном виде и этапы развития данной структуры, знаниями о природно-ресурсном потенциале крупных регионов суши и Мирового океана, его современным состоянием и перспективой их использования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 8
-
Ландшафтоведение
Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о неразрывном единстве всех природных компонентов ландшафтной сферы Земли, знаний о природных и природно–антропогенных геосистемах, образующих её структуру, познание свойств, взаимосвязей, динамики, закономерностей развития ландшафтных единиц с учётом местных особенностей природной среды. В результате студент может проводить комплексный предпроектный ландшафтный анализ крупных объектов проектирования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Физическая география Казахстана
Целью дисциплины является познание региональных закономерностей формирования пространственной дифференциации, хозяйственного использования и экологического состояния природной среды Республики Казахстан, познание региональных закономерностей формирования и экологического состояния природной среды Республики Казахстан. Рассматривает вопросы географического распространения рельефа, воды, почв, флоры и фауны Казахстана. Полученные знания дают студентам достаточно глубокие понятия об особенностях природы Казахстан и основных закономерностях её формирования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы искусственного интеллекта
Цель курса: формирование у обучающихся базовых знаний о возможностях и применениях искусственного интеллекта (ИИ) в современном мире и их значении для различных областей деятельности. В процессе освоения курса обучающиеся знакомятся с областями применения и базовыми понятиями курса, а в ходе дидактических игр и выполнения практических и проектных заданий получают навыки в применении машинного обучения для создания интеллектуальных систем. Обучающийся, освоивший дисциплину, должен обладать следующими компетенциями: знать методы и средства решения практических задач с помощью технологий искусственного интеллекта; уметь решать задачи обработки данных средствами технологий искусственного интеллекта; владеть основами проектирования искусственного интеллекта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Гидрология
Целью дисциплины является дать студентам базовые знания по методам исследований в области науки гидрологии, изучения природы, факторов формирования водных объектов: океанов, морей, озер и рек, водохранилищ, болот, ледников, почвенных и подземных вод, методов прогноза и путей предотвращения опасных гидрологических явлений. В результате освоения дисциплины обучающийся умеет производить расчеты и вычисления параметров водных объектов суши морфологического характера, характеристик стока, балансовые расчеты.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биогеография с основами почвоведения
Целью дисциплины является изучение взаимодействия биоты, почв и географической среды с целью понимания основных закономерностей распределения живых организмов на Земле, а также их адаптаций к различным почвенным и климатическим условиям. Студенты приобретают знания о влиянии географических факторов на формирование биоразнообразия и распределение растительного и животного мира, а также умения в области анализа и классификации почвенных типов, что способствует комплексному пониманию экосистем и их устойчивости в условиях современных климатических и антропогенных изменений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Метеорология и климатология
Целью дисциплины является изучение физических свойств атмосферы и происходящих в ней явлениях во взаимосвязи со свойствами и влиянием подстилающей поверхности: суши, моря, о закономерностях формирования климатов в различных географических районах и о климатическом режиме в разных странах и регионах, проведение обработки метеорологических и климатических данных и экспериментов, их интерпретацию в виде рекомендаций и выводов для прогнозирования погоды и климата.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экономическая и социальная география Казахстана
Целью дисциплины является формирование представления о законах и особенностях региональной организации народного хозяйства и населения Республики Казахстан. Дисциплина рассматривает вопросы об особенностях регионального развития РК, роли и месте Казахстана в современном мире, экономико-географическом положении республики, природных ресурсах, населении, отраслевом составе хозяйства, экономических районах. Изучение дисциплины позволит студентам планировать и управлять природно-ресурсным потенциалом РК.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Земельные ресурсы и их рациональное использование
Целью дисциплины является подготовка специалистов с углубленным знанием проблем землеустройства, природопользования, защиты окружающей природной среды от антропогенных воздействий. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать особенности рационального использования земельных ресурсов по регионам мира и Казахстана. В результате студент умеет разрабатывать системы мероприятий по рациональному использованию земельных ресурсов, давать оценку распределению земельных ресурсов по регионам РК и материкам для проектирования природопользования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Технико-экономические основы производства
Целью дисциплины является дать студентам целостную систему знаний и представлений в основах производства - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, а также факторов, оказывающих непосредственное влияние на их функционирование и размещение. В результате студенты знают способы размещения полезных ископаемых на производственных объектах и могут делать социально-экономические прогнозы развития экономики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
География Атырауской области
Целью дисциплины является изучить особенности географического положения территории Атырауской области. В процессе изучения дисциплины, обучающиеся анализируют геологическое строение рельефа территории, характеризуют современное состояние почвенного покрова и водные ресурсы, оценивают потенциал использования природного ресурса Атырауской области, а также природную ситуацию с точки зрения рационального природопользования и охраны природы, выявляют источники загрязнения воздуха, воды, почвы своей местности;
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Промышленная география
Целью дисциплины является обучение студентов закономерности территориальной организации и расположения промышленности и ее отраслей с характерными особенностями, а также в целом и в региональном плане в соответствии с экономическими, техническими и природными условиями, изучение особенностей управления отраслевым строением промышленности в условиях рыночных отношений, сбор и анализ исходных данных, необходимые для расчета экономических и социальных показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы туризма и краеведения
Целью дисциплины является подготовить студентов по основам туризма и краеведения, которые будут необходимы при проведении туристских походов и работ по изучении природы и хозяйства своего края. При изучении дисциплины студенты должны хорошо представлять взаимосвязь природных предпосылок развития туризма, краеведения, экологии и социально –экономических условий области и республики Казахстан, выявлять особенности и тенденции развития туристского пространства.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
География международного туризма
Целью дисциплины является формирование у студентов знаний об особенностях пространственной дифференциации международного туризма. Изучение теоретико-методологических основ развития туризма, выявление особенностей и тенденций развития туристского пространства на различных иерархических уровнях позволяет слушателям сформировать представление о современной территориальной организации международного туризма. В результате освоения дисциплины обучающийся составляет историко-культурную характеристику страны, области или города.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экономика и экология рационального природопользования
Целью дисциплины является обучение поиску наиболее обоснованных путей рационального природопользования, которые способствовали бы оздоровлению окружающей среды и устойчивому развитию экономики. В результате студент может знать принципы и методы рационального использования природных ресурсов, работать с научно-публицистической литературой в области охраны природы, анализировать основные тенденции изменения условий окружающей среды и принимать правильные решения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Топонимика Атырауской области
Целью дисциплины является освещение не только общественного развития, истории определенного региона, но и история и развитие исторического краеведения Атырауской области в целом, взаимосвязь общества и среды с географической, топонимической, экологической и демографической факторами. В результате освоения дисциплины обучающийся, используя полученные знания топонимики в анализе современных международных процессов, может анализировать классификационные категории в топонимике и обрабатывать статистические данные географическими методами (карты, графики, диаграммы).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геоэкология и охрана природы
Целью дисциплины является формирование у обучающихся представлений о неразрывном единстве всех природных компонентов, о системной организации геосферы, о взаимосвязях и взаимоотношениях природы и общества и научных основах оптимизации их взаимодействия и охраны окружающей среды, изучение изменений жизнеобеспечивающих ресурсов геосферных оболочек под влиянием природных и антропогенных факторов, рациональное использование и контроль.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Географические информационные системы
Целью дисциплины является изучение теории ГИС, включающей способы, методы и алгоритмы сбора, обработки и хранения в этих системах пространственно-распределенной и атрибутивной информации, а также знакомство с основными широко известными программными продуктам ГИС, методами и средствами создания приложений в среде ГИС. В результате изучения дисциплины студент научится работать и проектировать с современными формами и методами хранения и обработки пространственно-распределенной информации.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Экономическая, социальная и политическая география мира
Целью дисциплины является формирование представления о месте данной дисциплины в системе географических наук, ее основные научные достижения в области теории и практики, формирование общую экономическую и политическую картину мира обучение студентов территориальное разделение труда, региональную политику, территориальную организацию производства, геополитику и геостратегию стран и регионов мира, пространственные социально-экономические пропорции, системы расселения, транспортные и инфраструктурные системы, социально-экономические районы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Информационные системы базы данных
Целью дисциплины является формирование базовых знаний, навыков, необходимых для профессиональной деятельности по созданию и управлению пространственными базами данных в области географии и природопользования. Курс представляет собой сложную единицу конкретных, географических методов получения информации и общих картографических методов территориального интерпретации данных о состоянии окружающей среды и географически правильного отображения информации. В результате освоения курса студенты овладеют технологиями и программными средствами обработки и отображения географической информации, а также технологиями анализа и моделирования для исследования структуры геосистем.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Методы полевых исследований в географии
Целью дисциплины является подготовка студентов к самостоятельным комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям. Настоящий курс поможет закрепить на практике теоретические знания о методологии и методике научных исследований, ознакомиться с конкретными методами комплексных исследований природных и природно-антропогенных геосистем. Изучение методов комплексных физико-географических, экономико-географических исследований создает базу для последующих учебных и производственных практик и в целом - для подготовки квалифицированного специалиста географа.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Географические методы исследования и проектирования
Целью дисциплины является формирование у студентов знаний о вопросах методологии и методики научных исследований; ознакомить с методами комплексных физико- и экономико-географических исследований природных и природно-антропогенных геосистем и с информационной базой современной физической и экономической географии. Дисциплина направлена на формирование углубленных знаний о современных комплексных и специальных комплексных методах географических исследований, актуальными методологическими проблемами современной физической географии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Географические основы управления и устойчивого развития
Целью дисциплины является изучение принципов управления территориальными ресурсами и их взаимодействия с социально-экономическими процессами с целью достижения устойчивого развития. Дисциплина направлена на анализ влияния географических факторов на управленческие решения, разработку инструментов и методов для оптимизации использования природных и человеческих ресурсов с учетом принципов устойчивого развития и глобальных экологических вызовов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Геоэкономика и интеграционные процессы
Целью дисциплины "Геоэкономика и интеграционные процессы" является формирование у студентов системного понимания глобальных экономических процессов, принципов и механизмов интеграции национальных экономик в мировую экономическую систему, а также развитие навыков анализа геоэкономических факторов, влияющих на экономическое развитие стран и регионов. Дисциплина направлена на углубление знаний о современных интеграционных объединениях, изучение теорий и моделей региональной и глобальной интеграции, а также на развитие способности применять полученные знания для анализа и прогнозирования экономических процессов на международном уровне.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Политическая география с основами геополитики
Целью дисциплины "Политическая география с основами геополитики" является формирование у студентов комплексного понимания пространственной организации политической власти, территориальных аспектов политических процессов и взаимодействия между государствами на глобальном и региональном уровнях. Дисциплина направлена на изучение ключевых концепций и теорий политической географии и геополитики, анализ геополитических интересов и стратегий различных государств, а также на развитие навыков критического мышления и анализа геополитической ситуации в современном мире.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
География городов и городское планирование
Целью дисциплины является изучить методологические вопросы анализа проблем городов и их систем, а также городского планирования. Показать морфологию, эволюцию, классификацию городских поселений и их связей с окружающей средой и обществом. Рассмотреть связь городского планирования с окружающей природной средой и экономико-географическим положением. Выявлять причины расширения городских территорий четко представлять подходы к проектированию городов и систем расселения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Страноведение
Целью дисциплины является изучить страны и регионы мира, исследовать, систематизировать и обобщать данные об их природе, населении, внутренние пространственные различия. Объектом изучения страноведения являются страны как основные единицы современной социально-политической организации мира, а также их большие части и различные межгосударственные региональные и глобальные группировки. Студент умеет анализировать диаграммы, графические схемы, ориентироваться в картах изучаемого региона;
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
География сферы обслуживания
Целью дисциплины является изучение пространственных аспектов организации и функционирования сферы обслуживания, включая торговлю, транспортные и коммуникационные системы. Студенты осваивают теоретические и методологические основы анализа географических аспектов распределения и взаимодействия объектов и услуг сферы обслуживания, а также разрабатывают практические навыки по оптимизации и планированию пространственной организации обслуживающих структур в условиях современных городских и региональных пространств.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
География современного мира
Целью дисциплины является формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих в мире, а также в отдельных субрегионах, странах и их районах. Для получения географической информации использует описание, контроль, сравнение, картографические, статистические, геоинформационные методы. В результате студенты могут комплексно изучать природу, население и экономику, анализировать проблемы взаимодействия общества и географической среды.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
География населения с основами демографии
Целью дисциплины является изучение пространственных закономерностей размещения и изменения численности населения на Земле с использованием методов географического анализа и основ демографии. Дисциплина направлена на понимание взаимодействия между населением и окружающей средой, освоение инструментов и методов для анализа демографических процессов, а также оценку их влияния на развитие регионов и стран в контексте современных глобальных вызовов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Отстаивать гражданскую позицию на основе глубокого понимания и научного анализа основных этапов, закономерностей и своеобразия исторического развития Казахстана
- давать оценку ситуациям в различных сферах межличностной, социальной и профессиональной коммуникации, с учетом базового знания философии, социологии, политологии, культурологии, психологии, экологического мышления, основ права и предпринимательства, методов научных исследований
- Осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и производственного (профессионального) общения
- Использовать современные цифровые, информационные и коммуникационные технологии в сборе, хранении, обработке и отображении географической информации, анализе и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах
- Использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, почвоведении, геодезии, демографии, туризме
- Применять экспериментальные методы изучения географических объектов в рамках физико-географических исследований и полевых наблюдений
- Использовать современные технологии получения полевой топографо-геодезической информации для картографирования территории страны, включая геоинформационные технологии
- применять на практике знания физической, социально-экономической, политической географии, методы географических исследований при выполнении работ географической направленности и описания географических объектов и явлений
- Оценивать геоэкологическую ситуацию и рекреационный потенциал различных регионов мира и Казахстана
- Анализировать социально-экономическую и политическую ситуацию различных стран и регионов Казахстана
- Рассчитывать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
- Применять методы научных исследований и академического письма в области географии
Похожие ОП
6B05203 География
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
6B05203 Рекреационная география и туризм
Международный университет Астана (AIU)
6B05203 География и природопользование
Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева (СКУ им. Козыбаева)
6B05203 География
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)