6B05203 Гидрология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Качественная подготовка конкурентоспособных кадров в области планирования и рационального использования водных ресурсов и гидрологии для организации мониторинга водных объектов, проектирования и эксплуатации гидротехнических инженерных сооружений, сельскохозяйственных мелиоративных систем, коммунальных служб и служб, занимающимися вопросами предотвращения и борьбы с последствиями опасных гидрологических явлений.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B052 Наука о земле
-
Предметы на ЕНТ Математика и География
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Гидрометрия I
Цель курса - дать основные сведения о сети гидрологических наблюдений, о методах определения и изучения гидрологических элементов, о гидрометрических приборах, а также о способах обработки результатов наблюдений, создания информационной базы для гидрологического обоснования водохозяйственных и гидротехнических проектов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности человека
Дисциплина направлена на подготовку студентов знающих теоретические и практические основы обеспечения безопасности человека от опасных, вредных факторов среды обитания, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и получения практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и устойчивое развитие
Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, научного понимания взаимосвязи между природой и обществом, а также на комплексное освоение целей и принципов устойчивого развития. В рамках курса рассматриваются глобальные и региональные экологические проблемы, охрана окружающей среды и пути рационального использования природных ресурсов. Студенты осваивают навыки принятия научно обоснованных и ответственных решений в области устойчивого развития.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Введение в инклюзию
Цель дисциплины: усвоение системы научно-теоретических знаний основ инклюзивного образования, формирование ценностных ориентаций организации взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями, овладение компетенциями в области профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гидрометрия II
Цель дисциплины сформировать способность организовывать и проводить основные полевые стационарные и экспедиционные гидрометрические исследования, а также обобщать полученные материалы и готовить их публикации в водном кадастре (ЕДС, МДС). Будут изучены: автоматизация гидрологической сети, механизированная обработка результатов наблюдений, измерение расходов воды аэрометодами, госучет и водный кадастр, метрологическое обеспечение гидрометрических измерений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Предпринимательство
Цель: формирование практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства. Студент будет способен: использовать возможности рынка, соответствующие их личным интересам и способностям; принять первоначальное решение о начале бизнеса; эффективно работать в рамках действующих правовых норм; определять и оценивать потенциальные рыночные возможности стартапа.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель курса: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Показать роль ИИ в выявлении, предупреждении и анализе коррупционных рисков. Объяснить основные положения антикоррупционного законодательства. Обучить навыкам преодоления коррупции с учётом современных цифровых технологий и аналитических инструментов ИИ.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Геодезия и картография
Формирование у студента знаний о порядке проведения топографо-геодезических работ по созданию топографических карт и планов: определение местоположения объекта на плоскости и в пространстве, в том числе задачи по определению площадей, ориентирных направлений для движения объектов создания геодезического обоснования для строительства инженерных сооружений в виде теодолитного хода или системы ходов: определения высот и превышений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Высшая математика
Цель дисциплины формировать представление о важнейших математических понятиях и утверждениях. Дисциплина направлена на изучение: основных определений, теорем и правил высшей математики для решения естественно-прикладных задач; понятий и методов линейной алгебры, аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления; концепций и методов, связанных с векторами и матрицами, способов решения дифференциальных уравнений.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Общая гидрология
Цель курса - ознакомить с системой основных научных знаний, методов исследований в области гидрологии,с общими методами гидрологических исследований, знать методы, формулы водного и теплового баланса водных объектов, определять основные характеристики стока рек, использовать формулы перехода от одних единиц к другим.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Гидрография материков
Цель дисциплины сформировать представление об особенностях гидрологического режима водных объектов в зависимости от физико-географических характеристик регионов Земли. Дисциплина направлена на изучение климатических и физико-географических условий континентов и регионов Земли и связанных с ними процессов формирования гидрографической сети и стока рек.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Физика
Цель - сформировать спосоность применения в профессиональной деятельности современные представления об основных закономерностях физических явлений. Дисциплина направлена на изучение: анализа и оценки характеристик физических процессов; применения законов физики при решении расчетных и качественных задач по геодезии, фотограмметрии, дистанционного зондирования Земли; методики применения законов физики при решении задач в землеустройстве.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Общая метеорология
Цель. Ознакомить студентов с основными знаниями об атмосфере, происходящими в ней физическими и химическими процессами, формирующими погоду и климат. Краткое содержание Дать представление о климатической системе, взаимоотношении глобального и локального климатов, процессами климатообразования, системами классификации климатов,крупномасштабных изменениях климата и современном потеплении климата. Знание состава и общих свойств атмосферы, радиационный режим атмосферы, тепловое состояние атмосферы и её взаимодействие с подстилающей поверхностью, трансформации воды в атмосфере, особенности движения воздуха в пограничное слое атмосферы, местные ветры. Умение показать сущность основных процессов преобразования солнечной радиации в атмосфере, теплового режима атмосферы, фазовых преобразований воды в атмосфере; иметь навыки в проведении инженерных расчетов с применением современных ПЭВМ Владение компетентностью при анализе основных физических процессов протекающих в атмосфере, в их тесном взаимодействии с земной поверхностью и околоземным пространством.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Гидрофизика
Цель курса - дать студентам знания в области физических свойств природных вод и физических процессов, протекающих в водных объектах суши. То есть: -понимать физическую природу гидрологических явлений и процессов, -владеть математические методы при анализе природных процессов в водных объектах и их взаимодействие с окружающей средой; -правильно выбирать методы исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Общая и речная гидравлика
Цель дисциплины формирование представлении о физике гидравлических явлений, основных законов покоя и движения воды в каналах, реках, трубопроводах, энергетического истолкования процессов, происходящих в открытых руслах. Дисциплина направлена на изучение: пропускную способность рек и каналов, определение основных размеров сечения каналов и гидросооружений, анализировать результаты расчетов для выбора и обоснования окончательных результатов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Гидрология рек
Цель дисциплины формирование представлений о гидрологических процессах и явлениях в реках и их бассейнах, методах гидролого-географического анализа. Дисциплина направлена на понимание закономерностей гидрологических процессов, происходящих в реках; роли рек в общем круговороте вещества и энергии, связи гидрологических процессов в реках с физико-географическими условиями речных бассейнов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
ГИС в гидрологии
Цель курса - разработать информационныхе системы, базы данных цифровой картографической информации, выполнять геоинформационное картографирования, создавать электронных карты и другие картографические произведения, использовать существующие ГИС проекты в качестве информационного обеспечения научных исследований, использовать ГИС для обработки данных дистанционного зондирования и других геоизображений, выполнять автоматизированные гидрологические расчеты в среде ГИС.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Интегрированное управление речными бассейнами и экологическая гидрология
Принципы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР) передаются в соответствии с международными стандартами. Предложены соответствующие инструменты для выявления потенциальных угроз для водной среды и оценки эффективности мер по улучшению. Тематические исследования для применения ИУВР представлены и разработаны учащимися в упражнениях. Основные участники должны быть идентифицированы и рассмотрены в процессе решения.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Современные методы статистической обработки гидрологической информации
Целью дисциплины является освоение теоретических и практических основ прикладного статистического анализа, ознакомление спецификой данных гидрологических наблюдений и гидрологической информации, основными методами статистической обработки гидрологической информации, применение практических навык обработки данных с помощью пакетов программ, изучение методов прикладного статистического анализа в решении конкретных задач.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Гидротехника и мелиорация
Цель дисциплины формирование представлении об основных видах гидротехнических сооружений (гидросооружений) различного назначения и конструкций, применяемых в водном хозяйстве, способностей выполнению расчетов устойчивости гидротехнических сооружений, определению толщины основного флютбета, фильтрации однородной плотины для проектирования и эксплуатации гидросистем и водообеспечние водохозяйственных отраслей.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Гидрологические расчеты
Цель дисциплины сформировать способность выполнять гидрологические расчеты и определять расчетных гидрологических характеристик стока, необходимых для обеспечения нужд строительного проектирования при создании объектов водопотребления и водопользования. Дисциплина направлена на изучение природных закономерностей и процессов формирования жидкого и твердого стока, существующих и перспективных методы гидрологических расчетов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Речные системы и глобальное изменение окружающей среды
Цель курса - ознакомление с факторами влияния глобальных процессов на речные системы и пути решения проблем. Конкретные ссылки подробно описаны для каждого набора лекционных тем в этом руководстве. Этот модуль и его оценки основаны на критическом чтении, и вы должны будете продемонстрировать доказательства на письменном экзамене.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Водно-балансовые исследования
Цель дисциплины формирование знаний об основных закономерностях формирования элементов водного баланса. Дисциплина направлена на применение различных методик организации и проведения комплексных исследований изучения водного баланса речных водосборов, природных водных объектов. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: исследование и расчет основных элементов водного баланса, водный баланс поверхностных вод.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Геоморфологические подходы к управлению речными бассейнами
Цель курса обучение студентов в теоретических и практических разработках в области речной геоморфологии и показать, как используются в управлении речными бассейнами по всему миру, улучшение возможностей трудоустройства студентов, желающих работать в водной промышленности. Этот модуль опирается на исследования и консультации, проведенные Исследовательской группой бассейна реки и гидрологии в IGES, UWA.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Гидрохимия
Цель курса - изучение вопросов в области химии поверхностных вод, теоретических основ гидрохимии, вопросов региональной, прикладной гидрохимии. Будут изучены: знание всех разделов гидрохимии, различие в методах исследования химических процессов и явлений на эмпирическом и теоретическом уровне, особенности химического состава и гидрохимического режима атмосферных осадков, речных, озерных, водохранилищных и подземных вод.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Моделирование гидрологических процессов в ГИС
Формирование у студента знаний в области моделирования гидрологических процессов, протекающих в водных объектах суши. Понимать физическую природу гидрологических явлений и процессов, уметь применять элементы математического аппарата и методы для расчета гидрологических процессов в водных объектах и их взаимодействие с окружающей средой, правильно выбирать необходимый набор гидрологических характеристик для построения моделей.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Влияние изменений климата на управление речными бассейнами
Представить влияние изменения климата на системы водных ресурсов, предоставляя студентам сведения об альтернативах адаптации к изменению климата. Междисциплинарный характер водных проблем потребует интеграции технических экономических, экологических, социальных аспектов для оценки воздействия и вариантов адаптации к изменению климата.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Горная гидрология
Цель дисциплины формирование представления о гидросфере – горной гидрологии, гляциологии, гидрофизике рек и озер. Дисциплина направлена на изучение методов исследований о режиме горных рек и ледникового стока, их ресурсов и состав, закономерностей пространственного и временного распределения, методов определения основных расчетных характеристик водных объектов горной территории.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Оценка антропогенных воздействий на речной сток
Цель дисциплины сформировать способность оценки значимых изменений характеристик стока на основе количественной оценки влияния хозяйственной деятельности для рационального и безопасного использования их в перспективе. Дисциплина направлена на выявление изменения стока рек в связи с хозяйственной деятельностью, изменения суммарного и многолетнего стока рек.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Расчет максимального стока
Цель дисциплины сформировать способность производить расчеты максимального и твердого стока, уровней воды для случаев наличия и отсутствия данных гидрометрических наблюдений, с учетом хозяйственного воздействия человека на различные стороны гидрологического процесса. Дисциплина направлена на проведение гидрологических и водохозяйственных расчетов для различных целей на основе широко используемых в практике методов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Гидроэкология
Цель дисциплины сформировать способность изучения взаимосвязи между водными системами и окружающей средой на основе применения методов и технологий для сохранения и улучшения качества водных ресурсов и их экосистем. Изучаемые темы: качество водной среды, биоразнообразие, управление водными ресурсами, водные конфликты, экологическая безопасность, гидроэкологический мониторинг, экологическая экспертиза, антропогенное воздействие на гидросферу и здоровье человека.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Проблемы загрязнения основных трансграничных рек Казахстана
Обучение гидрологов, которые могут самостоятельно выполнять расчеты гидрохимических характеристик, смогут разработать новые методы определения вычисленного гидрохимического состава, провести оценку гидрохимических и экологических условий водных объектов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Модели гидрологического прогнозирования
Цель дисциплины сформировать представление о моделировании природных процессов с помощью математических функций, калибровке гидрологической модели и преобразовании осадков в сток. Дисциплина направлена на изучение 1D и 2D-моделей расчета пространственных отношений для картирования рисков наводнений и интеграции гидрологических и метеорологических данных.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Водное хозяйство и водохозяйственные расчеты
Цель - курса дать представление о водном хозяйстве и научить студентов выполнять водохозяйственные расчеты, результаты которых способствовали бы рациональному использованию водных ресурсов. Во время обучения приобретают навыки способностей рационального планирования и использования водных ресурсов путем выполнения водохозяйственных расчетов по регулированию стока и разработки схем комплексного использования водных ресурсов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Математическое моделирование стока и транспорта подземных вод
Этот курс фокусируется на предоставлении студенту широкой перспективы общих математических методов, используемых для решения практических задач потока подземных вод и массопереноса загрязняющих веществ в подземных водах путем решения общих уравнений потока и массового транспорта
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Динамика русловых потоков и русловые процессы
Цель дисциплины формирование представлений о движении воды в жестких и деформируемых открытых руслах, типах русловых процессов и деформаций. Дисциплина направлена на знание кинематики и динамики русловых потоков, формирования и транспорта речных наносов, русловых процессов, методов анализа и расчета течений в речных руслах, движения и стока речных наносов, русловых деформаций.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Опасные гидрологические явления
Цель дисциплины изучение природы, факторов формирования, методов прогноза и путей предотвращения опасных гидрологических явлений. Дисциплина представляет собой формирование знаний о видах наводнений, их классификации наводнений по повторяемости, рисках и ущербах от ОГЯ. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: наводнения; весенние половодья, заторно-зажорные явления; паводки, сели, лавины.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Водоотведение и очистка сточных вод
Цель дисциплины сформировать представление о изучение сточных вод, состав физико-химических показателей, нормы и расходы водоотведения, оценка влияния сточных вод на состояние водных ресурсов территорий и нормирование качества воды водных объектов. Во время обучения приобретают навыки определять методов очистки сточных вод разного происхождения, методов утилизации осадков норм и расходов водоотведения.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Гидрологические процессы
Студент понимает основные принципы гидрологии. Студент может количественно описать водный баланс и основные гидрологические процессы и через простой математический расчет.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Селеведениe
Цель дисциплины сформировать представление о селеформирующих факторах, методах определения расчетных характеристик селей и о методах их измерения. Дисциплина направлена на изучение природы селевых явлений, распространения селей, на выявление критериев селеопасности и селевого риска для составления пространственных и временных прогнозов и принятия решений по управлению селевыми рисками.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Гидрологические прогнозы
Цель дисциплины сформировать способность анализировать закономерности возникновения и развития гидрологических явлений. Дисциплина направлена на составление прогнозов расходов и уровней воды, ледовых явлений, максимальных расходов воды, меженного стока равнинных рек, на изучение теории формирования половодья, на определение потерь талых вод.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Гидродинамические процессы Каспийского моря
Ознакомление задачами и этапами развития долгосрочных и межгодовых колебания уровня Каспийского моря, расчеты среднегодовых уровней воды Каспийского моря на основе данных наблюдений, построение и анализ разностно-интегральной кривой среднегодовых уровней моря, ознакомление основными принципами работы гидродинамической модели MIKE 21 и волновой спектральной модели SWAN.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Гидрологические модели
Существует много вопросов, связанных с формированием водных ресурсов, на которые нельзя ответить без применения гидрологических моделей. Текущее изменение климата будет иметь последствия для доступности водных ресурсов в будущем. Поэтому будущие гидрологи должны иметь возможность моделировать ожидаемые сценарии в будущем, и это можно сделать только путем применения гидрологических моделей.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Анализировать социально-значимые проблемы и процессы, опираясь на знания в области естественных и социально-экономических наук, в рамках командной работы и профессиональной деятельности, с достаточной теоретической подготовкой для оценки социально-экономической ситуации стран и регионов.
- Составлять качественный прогноз об ожидаемом стихийном гидрологическом явлении, о состоянии водных ресурсов, режиме и качестве вод природных и искусственных водоемов с оценкой их потенциала
- Использовать фундаментальные законы, теории физико-математических наук, а также методы физико-математического исследования в своей профессиональной деятельности для решения типовых задач различных областей физико-математических наук
- Решать вопросы по обеспечению качественного выполнения планов работы гидрологической сети и оформлению профессиональной информации, представляемую как специалистам, так и не специалистам
- Интегрировать полученные знания при анализе режима водных объектов, расчёте гидрологических характеристик, моделировании и прогнозировании гидрологических процессов с применением искусственного интеллекта и ГИС-технологий
- Обосновать задачи гидрологии в смежных науках о Земле, важность гидрометеорологической информации в различных областях хозяйственной деятельности при решении водохозяйственных мероприятий
- Объяснить закономерности процессов, происходящих в гидросфере на основе современных концепции развития гидрологической науки
- Производить основные виды полевых и экспедиционных водно-балансовых исследований, обработку полевых материалов, организацию водно-балансовых наблюдений
- Производить гидравлические расчеты для обоснования гидротехнических сооружений при проектировании и эксплуатации водохозяйственных объектов в соответствии с нормативными документами.
- Определять основные характеристики русловой турбулентности, механические и гидравлические свойства наносов и донных отложений, транспортирующей способности турбулентного потока для проектирования и безаварийной эксплуатации ГТС
- Использовать методы расчета речного стока в условиях наличия надежных материалов наблюдения и при их отсутствии для планирования хозяйственной деятельности, оценки водных ресурсов, обоснования водохозяйственной деятельности
- Оценить характеристики опасных гидрологических явлений на водных объектах с целью предупреждения их в будущем с применением методов машинного обучения