6B01503 Информатика в АркПИ им. Алтынсарина
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного учителя информатики, пропагандирующего инновационные педагогические идеи, обладающего системными знаниями в профессиональной области.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 3 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B011 Подготовка учителей информатики
-
Предметы на ЕНТ Математика и Информатика
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B015 Подготовка учителей по естественнонаучным предметам
Дисциплины
-
Архитектура компьютерных систем
Обучающийся знакомится с историей развития компьютерной техники, архитектурой компьютера, физическими свойствами внутренних устройств; применяет цифровое представление информации, а также арифметические, логические и алгоритмические основы функционирования компьютера; знает учебную модель микрокомпьютера, машинные команды и механизм их выполнения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы алгоритмизации и программирования
В конце курса обучающиеся смогут описывать структуру алгоритмического языка Python, его возможности, принципы построения алгоритмов в среде программирования; освоят управляющие конструкции Python, виды алгоритмов, циклы, списки, кортежи, множества и словари, массивы, трассировку алгоритмов; будут использовать основные стандартные модули Python, методы анализа, проектирования и программирования прикладных задач, применять правильные технологии на всех этапах разработки алгоритмов и программ.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Разработка мобильных приложении
Обучающиеся понимают основы создания мобильных приложений; осваивают принципы интерфейса и логики приложений; проектируют проекты в среде MIT App Inventor и анализируют архитектуру Android-приложений; оценивают пользовательский опыт и разрабатывают полнофункциональные приложения в Android Studio.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Компьютерная графика и 3D моделирование
Обучающиеся знают основы компьютерной графики и 3D моделирования; умеют создавать модели 3D объектов, графические примитивы, векторные изображения, а также осваивают создание векторных изображений; применяют принципы дизайна и композиции при создании графических проектов; могут выполнять профессиональные проекты и творческие задания с использованием программ Blender, Sweet Home 3D, Sculptris, SketchUp Make, nanoCad free.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Объектно-ориентированное программирование
Обучающиеся знают объектные, классовые, экземплярные структуры языка Python; применяют на практике принципы инкапсуляции, наследования, полиморфизма для решения многих задач; используют объектный подход и ОББ для моделирования сложных систем на практике при создании конкретного проекта с помощью языка программирования Python.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Возрастные и физиологические особенности развития детей
Будущие учителя знакомы с формированием психики, ее функционированием и закономерностями развития. Будущие учителя могут наблюдать за развитием своих обучающихся и, соответственно, планировать и осуществлять соответствующие возрасту учебные процессы, учитывая индивидуальные потребности обучающихся. Будущие учителя действуют творчески и адекватно в различных ситуациях и поддерживают обучение и благополучие обучающихся.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Психология в образовании и концепции взаимодействия и коммуникации
Будущие учителя владеют знаниями о современных психологических теориях и моделях, а также о функционировании личности и ее индивидуальных свойствах. Они могут применять эти знания в своей преподавательской деятельности в различных образовательных контекстах. Будущие учителя способствуют благоприятному развитию обучающихся, содействуя диалогу, взаимодействию и коммуникации в образовательном процессе. Они способны общаться, взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, а также в рамках различных других видов партнерства и создавать новые взаимосвязи, подходящие для развития их собственной педагогической деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Наука об образовании и ключевые теории обучения
Будущие учителя владеют ключевыми теориями обучения, образовательными концепциями, современными технологиями обучения необходимо для эффективного осуществления педагогической деятельности в системе среднего образования. Будущие учителя рассматривают основы педагогической науки, концептуальные представления о природе человека, изучают теории обучения и педагогические модели. На основе понимания теоретических концепций будущие учителя могут сделать педагогически обоснованный выбор в зависимости от различных учебных ситуаций. Они также осваивают технологии обучения, виды образовательных технологий, используемых в профессиональной деятельности учителя (традиционные, инновационные, цифровые).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Высшая математика
В курсе изучается математический аппарат и математические методы при анализе, управлении современными техническими системами, освоение методов математического моделирования и анализа технических систем. Обучающийся описывает основные понятия, правила и методы математики; определяет роль математики в системе научных знаний; составляет концепции к определениям и теоремам; вырабатывает навыки решения задач практического характера различных разделов математики; использует полученные знания в других областях математики и других дисциплин.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теоретические основы информатики
В конце курса изучаются фундаментальные понятия информатики: основы теории информации, теории цифровых автоматов, теории алгоритмов, моделирования информации, семантической основы информатики; овладевают навыками компактизации элементной базы ЭВМ, операций сравнения, кодирования алфавитов, поиска, выбора алгоритмов; анализируют эффективность и сложность сортировки алгоритмов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Физика
Данный курс способствует более глубокому изучению курса физики через решение задач, формированию методологических знаний при решении физических задач. Направлен на формирование и постоянный контроль знаний, умений и навыков будущих учителей; владеет различными методами решения задач (аналитическими, графическими, экспериментальными и др.). В ходе курса анализирует и определяет пути и решения физических задач.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Искусственный интеллект в системе образования
Обучающиеся в образовательном процессе изучают основы использования искусственного интеллекта и нейросетей; понимают принципы работы нейронных сетей, их архитектуру, алгоритмы и сети ассоциативной памяти; управляют языковыми моделями ИИ с помощью эффективных промптов; визуализируют и анализируют образовательные данные; применяют методы геймификации с помощью ИИ; исследуют практические аспекты моделирования мыслительных процессов и использования нейросетей для решения прикладных задач.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
ОС и прикладная информатика
Описывает основные функции операционной системы и прикладных программ; использует файлы различных форматов, автоматизирует рабочие процессы, применяет утилиты операционной системы и возможности прикладных программ; приобретает практические навыки в основах компьютерной безопасности, сборке и модернизации компьютера, настройке программного обеспечения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практикум по решению задач по физике
Данный курс способствует более глубокому изучению курса физики через решение задач, формированию методологических знаний при решении физических задач. Направлен на формирование и постоянный контроль знаний, умений и навыков будущих учителей; владеет различными методами решения задач (аналитическими, графическими, экспериментальными и др.). В ходе курса анализирует и определяет пути и решения физических задач.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы робототехники
В результате освоения данной дисциплины студенты осваивают основы робототехники; понимают принципы работы датчиков, программируют модели на базе EV3; анализируют поведение робота и оценивают работу алгоритма; разрабатывают собственные решения для прикладных задач в реальной или имитированной среде.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплина «Основы экологии и безопасности жизнедеятельности» рассматривает основные закономерности функционирования живых организмов и экосистем на различных уровнях организации, их устойчивость, взаимодействие компонентов биосферы, а также экологические последствия деятельности человека в условиях интенсификации природопользования. В рамках курса изучаются современные концепции, стратегии и практические цели устойчивого развития в различных странах мира и в Республике Казахстан. Кроме того, освещаются основные принципы безопасности жизнедеятельности, риски и чрезвычайные ситуации, а также методы их анализа и управления. Особое внимание уделяется современным дестабилизирующим факторам в обществе — социальным, религиозным, политическим и экономическим угрозам, а также опасностям, возникающим в повседневной жизни. Рассматриваются система деятельности учреждений безопасности и вопросы правового регулирования их работы. Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мышления, культуры безопасности и способности действовать в соответствии с глобальными целями устойчивого развития.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Исследовательские подходы. Индуктивные и дедуктивные методы. Качественные, количественные, смешанные методы исследования. Первичное и вторичное исследование. Action research. Дизайн исследования - описательный, корреляционный, экспериментальный, квазиэкспериментальный, перекрестный, лонгитюдный, case study, этнографический, эксплоративный, объяснительный. Переменные и гипотезы. Надежность и валидность исследования. Воспроизводимость и повторяемость. Случайная и систематическая ошибка. Триангуляция. Выборка. Критерии включения и исключения при формировании выборки. Методы выборки. Сбор данных - опросы, интервью, эксперименты, обсервационные исследования, систематический обзор. Проверка данных. Транскрибирование интервью. Анализ данных - статистический анализ, контент-анализ, дискурс-анализ, тематический анализ, текстовый анализ. Исследовательская этика. Коллегиальное рецензирование.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Дискретная математика
Дискретная математика является фундаментальной дисциплиной для студентов ОП “Информатика”. Овладев данной дисциплиной, студенты будут в полной мере разбираться в логических основах компьютера, решать задачи, возникающие в процессе построения сложных алгоритмов, программирования. Владеет теорией множеств, предикатами, сложными графами, цепями Эйлера, работает с кодированием, криптографией и логическими сетями.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы предпринимательства и финансовой грамотности
Курс развивает у учащихся навыки ведения бизнеса, управления фина нсами и принятия рациональных экономических решений, что способствует их успешной адаптации в реальной экономической среде. Этот предмет направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков в области предпринимательской деятельности, основ экономики, управления финансами и принятия обоснованных финансовых решений. В ходе курса студенты анализируют вопросы финансового планирования и бюджетирования. Приобретают навыки управлениия личными финансами и ведение семейного бюджета.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционой культуры
Дисциплина рассматривает проблемы формиро¬вания антикоррупционной культуры как в историческом, так и в современном контекстах. Помимо раскрытия универсальной сущности, природы происхождения, причины устойчивости коррупции, также анализируются социально-экономические, правовые, культурные, нравственно-этические аспекты противодействия коррупции в Республике Казахстан. В ходе курса рассматриваются проблемы правового просвещения граждан, процесс формирования институтов антикорупционного контроля и прозрачности. Целью курса является формирование у студентов антикорупционного сознания и правовых ценностей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Web программирование
Обучающиеся осваивают основы HTML, CSS и JavaScript; понимают структуру и поведение веб-страниц; разрабатывают интерактивные интерфейсы и анализируют взаимодействие клиент-сервер; оценивают качество и производительность кода; разрабатывают полнофункциональные веб-приложения с использованием современных фреймворков и технологий.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика преподавания информатики
В этом курсе обучающиеся знают нормативные акты в сфере образования Республики Казахстан, методы ведения школьной документации и основные способы оценивания; применяют традиционные и современные методы преподавания информатики, а также цифровые образовательные ресурсы; анализируют методы обучения с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся, используя различные учебные контенты и ИКТ-инструменты.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оценивание и развитие
Цель: понимание значения оценки в процессе обучения и способность обеспечить конструктивную оценку в этической манере на различных этапах процесса обучения и критически оценивать и анализировать свое понимание и практику, касающиеся оцениванию Студенты, могут: • хорошо разбираться в разнообразных методах оценивания и обратной связи (например, формирующая и итоговая оценка) • применять педагогические принципы по определению и признанию уровней образовательной компетентности учащихся
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Программирования олимпиадных заданий
Знает алгоритмы и структуры данных языков программирования; анализирует задачи в олимпиадном формате и разрабатывает стратегии их решения; демонстрирует навыки решения олимпиадных задач на языках программирования; применяет полученные знания для исследования и решения задач в учебно-практической и профессиональной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Педагогические исследования и инновации
Будущие учителя получают новые знания, основанные на исследованиях, осваивают инновационные подходы к обучению с целью совершенствования знаний и профессии учителя, а также проводят практические этические исследования в различных областях обучения и управления учащимися. Здесь под понятием инновационных подходов понимаются решения, направленные на приведение системы образования в соответствие с современными требованиями путем внедрения в процесс обучения новаторских, эффективных и творческих методов и технологий. Это понятие отличается от традиционных моделей обучения и предполагает внесение изменений и открытий в педагогическую среду с использованием методов опытного, экспериментального и конструктивного мышления. Курс знакомит студентов с основами педагогических исследований как важнейшего инструмента профессионального развития учителя. Он включает в себя основные методы педагогического исследования – количественный, качественный и комбинированный подходы, а также основные этапы научного исследования в области образования (от формулировки проблемы до анализа результатов). Кроме того, курс ориентирован на современные исследовательские подходы (Lesson study, Action research, Case study, Mixed methods research). Особое внимание уделяется критическому анализу научной литературы, четкой формулировке исследовательских вопросов, выбору наиболее подходящих методов для сбора и анализа данных, а также соблюдению этических принципов в исследовательской деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инклюзивная образовательная среда
На этом курсе будущие учителя будут понимать разнообразие учащихся в учебном процессе и учитывать их в учебной ситуации. Будущие учителя научатся поддерживать обучение учащихся с ООП используя соответствующие ИКТ, учебные и ассистивные технологии. А также будут сотрудничать с сообществами (учителями, учащимися, родителями/опекунами) для поддержки психологического и этического благополучия учащихся с ООП. Курс вооружает будущих учителей необходимыми профессиональными компетенциями которые направлены на обеспечение в инклюзивном образовании удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ООП.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Интеллектуальные системы и IoT
По завершении курса обучающиеся осваивают основы Интернета вещей (IoT) и интеллектуальных систем; понимают архитектуру компонентов и их взаимодействие; применяют технологии в проектах, анализируют данные устройств и их поведение; оценивают эффективность решений и осуществляют разработку умных систем посредством интеграции датчиков, алгоритмов и сетевых технологий.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Инклюзивные цифровые образовательные технологии
Знает понятие инклюзивного образования, цифровые инструменты и ресурсы, предназначенные для обучающихся с особыми образовательными потребностями; организует преподавание информатики в инклюзивной среде и педагогически грамотно применяет ИКТ-инструменты; демонстрирует методы адаптации образовательного процесса и освоения прикладных программ, направленных на поддержку особых учеников.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
VR / AR и технология блокчейна
По завершении курса обучающиеся понимают принципы VR/AR и блокчейн-технологий, а также их применение; анализируют технологические решения и оценивают эффективность интеграции при реализации базовых проектов; создают инновационные цифровые продукты с использованием сочетания виртуальной среды и децентрализованных систем.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы информатики в начальной школе
Обучающиеся знают основные понятия информатики, адаптированные для уровня начальной школы; понимают содержание, структуру и образовательные цели курса информатики в начальных классах; демонстрируют умения работы с персональным компьютером, создания простых алгоритмов и реализации работы роботов; применяют цифровые образовательные ресурсы, интерактивные инструменты и образовательные платформы в своей профессиональной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
STEAM стартап дизайн
Обучающиеся понимают основы разработки стартап-проектов на основе STEAM-методологии; применяют методы интеграции науки, технологий, инженерии, искусства и математики в процессе проектирования; анализируют краудфандинг (crowdfunding) платформы и организационные ресурсы, необходимые для реализации проекта.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Математическое моделирование в среде программирования
Обучающиеся знают основы математического моделирования реальных процессов и явлений с использованием языков и инструментов программирования; анализируют результаты моделей, реализованных в программной среде; применяют методы визуализации и оптимизации результатов моделирования; эффективно используют математическое моделирование для решения профессионально-практических задач.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Компьютерные сети и сетевые технологии
Обучающиеся знают основы сетей и протоколов; понимают принципы организации компьютерных сетей; моделируют сети в среде Cisco Packet Tracer; анализируют конфигурации и маршруты, оценивают устойчивость и безопасность решений; проектируют оптимизированные сетевые архитектуры в соответствии с заданными условиями.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Технологии Big Data
Обучающиеся знают основные понятия, инструменты и методы технологий Big Data; могут создавать запросы на языке SQL и применять эффективные методы обработки данных; используют современные инструменты для визуализации и анализа данных; принимают аналитические решения на основе больших данных и оценивают качество данных
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Практикум по оценке знаний и умений (ОЗП)
Курс направлен на развитие педагогических, методических навыков и цифровых компетенций будущего учителя информатики. В ходе практикума студенты изучают основы информатики и информационные процессы. Для формирования методической компетентности используются современные языки программирования, компьютерные системы и методы создания графики. В процессе развития исследовательских компетенций демонстрируются навыки работы с базами данных, веб-проектированием и созданием видеоконтента. В конце курса выпускники получат возможность пройти квалификацию по оценке знаний педагога.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Базы данных и информационные системы
Студенты знают основные понятия и виды информационных систем и баз данных; понимают структуру и принципы работы реляционных баз данных; на практике применяют язык SQL для создания баз данных, сортировки, фильтрации и формирования отчетов; оценивают структуру баз данных и синтезируют проектные решения в области информационных систем.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Облачные технологии в образовании
Студенты понимают понятия облачных сервисов и их роль в образовании; используют инструменты для совместной работы, анализируют платформы и решения; создают собственные образовательные среды на основе облачных технологий и оценивают их педагогическую ценность.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Проектирование цифровых образовательных ресурсов по информатике
Обучающиеся понимают виды, структуру и педагогические особенности цифровых образовательных ресурсов; знают принципы авторского права, этики и кибербезопасности при разработке ЦОР; разрабатывают учебные материалы с использованием онлайн-платформ и цифровых инструментов, а также могут оценивать эффективность созданных цифровых ресурсов.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Криптография и защита данных
Знает методы защиты данных и основы криптографии; понимает способы шифрования и дешифрования, применяет ЭЦП, методы обеспечения целостности данных, системы управления информационной безопасностью и методы криптоанализа; эффективно использует средства защиты информации в соответствии со стандартами; анализирует системы безопасности и синтезирует решения в области информационной безопасности.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация научно-исследовательской работы учащихся по информатике в средней школе
На этом курсе обучающиеся понимают основные понятия о цели, задачах, структуре и этапах научно-исследовательской работы по информатике; планируют исследовательские проекты, используя навыки создания научной гипотезы, выбора методов, сбора данных и их анализа; могут проверять и оценивать научные доклады, презентации и отчеты учащихся в соответствии с требованиями оформления.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Распространяет теоретические знания в области информатики, фундаментальной математики и современных информационных технологий;
- Эффективно применяет архитектуру компьютерных систем, операционные системы, сетевые технологии и принципы информационной безопасности;
- Демонстрирует освоенные компетенции в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, методику преподавания информатики, основы оценивания, эффективные методы решения олимпиадных и физических задач, инновационные технологии в условиях малокомплектных школ, дистанционного и инклюзивного образования;
- Применяет психолого-педагогические знания и методы в учебном процессе и во взаимодействии с учащимися, учитывая их возрастные и физиологические особенности, умеет планировать и проводить воспитательную работу в профессиональной сфере;
- Применяет объектно-ориентированные, веб, мобильные и системные методы программирования при разработке алгоритмического мышления и программных решений;
- Использует информационные и моделирующие системы, компьютерные сети, облачные сервисы, инструменты Big Data и IoT в профессиональной деятельности;
- Активно демонстрирует в профессиональной сфере основы проектирования роботизированных систем, принципы 3D-моделирования, искусственный интеллект, VR/AR и цифровые образовательные ресурсы, а также теоретические и методологические основы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- Понимает основы предпринимательства и финансовой грамотности, демонстрирует знания в области разработки и организации стартапов и STEAM-проектов, экологии и антикоррупционного воспитания;
Похожие ОП
6B01503 Информатика
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)
6B01503 Информатика
Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова (Yessenov University)
6B01503 Информатика
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)
6B01503 Информатика
Аркалыкский педагогический институт имени Ыбырай Алтынсарин (АркПИ им. Алтынсарина)
6B01503 Информатика и информационно-коммуникационные технологии в системе образования
Атырауский университет имени Х.Досмухамедова (АтУ им. Досмухамедова)