6B05202 Экология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных экологов, обладающих фундаментальными базовыми знаниями в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и способных применять их в различных отраслях экономики и органах государственного управления.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B051 Окружающая среда
-
Предметы на ЕНТ Биология и География
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Биоразнообразие растений
Курс Биоразнообразие растений – это дисциплина изучающая процессы взаимодействия растений между растительными организмами, их совокупностей со средой, а также факторы, влияющие на эти процессы. Учитывая специфику жизнедеятельности растительных организмов, в экологии растений основной упор делается на такие экологические факторы среды обитания, как вода, свет, температура, ветер, химический состав почвы, рельеф. Биоразнообразие растений исследует вопросы экологической физиологии растений, экологии видов, экологии популяций и сообществ растений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Экология и устойчивое развитие
Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, научного понимания взаимосвязи между природой и обществом, а также на комплексное освоение целей и принципов устойчивого развития. В рамках курса рассматриваются глобальные и региональные экологические проблемы, охрана окружающей среды и пути рационального использования природных ресурсов. Студенты осваивают навыки принятия научно обоснованных и ответственных решений в области устойчивого развития.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология микроорганизмов
Дисциплина знакомит студентов с биоразнообразием микроорганизмов, их строением, филогенетическими связями, взаимодействием со средой обитания, их значением, формированием и сохранением биосферы. Задачи - изложения таксономического разнообразия в иерархической последовательности системы растений, животных и микроорганизмов; - морфо-физиологическая организация таксонов различного типа; - значение животных организмов в природе.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель дисциплины – получение базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы безопасности жизнедеятельности человека
Дисциплина направлена на подготовку студентов знающих теоретические и практические основы обеспечения безопасности человека от опасных, вредных факторов среды обитания, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и получения практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель курса: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Показать роль ИИ в выявлении, предупреждении и анализе коррупционных рисков. Объяснить основные положения антикоррупционного законодательства. Обучить навыкам преодоления коррупции с учётом современных цифровых технологий и аналитических инструментов ИИ.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Введение в инклюзию
Цель дисциплины: усвоение системы научно-теоретических знаний основ инклюзивного образования, формирование ценностных ориентаций организации взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями, овладение компетенциями в области профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биоразнообразие животных
Биоразнообразие животных - научная дисциплина которая рассматривает процессы взаимодействия животных их совокупностей с окружающей средой, а также факторы, влияющие на эти процессы. Биоразнообразие животных изучает влияние которые оказывают биотические, абиотические и антропогенные факторы на жизнедеятельность животных. Она также обсуждает поведение животных на которых оказывают влияние суточные, сезонные и другие климатические изменения (например, происходящие в течение длительного периода), где для многих, особенно животных с высокоразвитой нервной системой, характерны изменения в суточной и сезонной активности, а также различные миграции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Общая химия
Цель дисциплины сформировать способность описывать фундаментальные вопросы общей химии. Дисциплина направлена на изучение основ химической термодинамики, химических и фазовых равновесий, строение атомов, модели химической связи и периодический закон Д.И. Менделеева, физические и химические свойства и методы исследований неорганических и органических соединений, роль химических процессов в обработке биоресурсов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Промышленная экология
Цель курса – сформировать способность разрабатывать обоснованные инженерно-технические мероприятия по сохранению качества окружающей среды в условиях промышленного производства. В курсе рассматриваются основные экологические проблемы различных отраслей производства, мероприятия и технологии защиты окружающей среды на промышленных предприятиях, аппараты очистки газов, сточных вод, мероприятия по очистке почв, утилизации отходов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Геоэкология
Цель курса – сформировать способность понимать закономерности развития географической оболочки Земли, специфику региональных и локальных территорий; анализировать механизмы для определения путей решения геоэкологических проблем. Курс формирует основу для изучения изменений географической среды в результате ее естественного развития и антропогенного воздействия. Курс направлен на формирование представлений проявлений региональных и локальных геоэкологических проблем.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Агроэкология
Цель дисциплины сформировать способность анализировать рациональное использование потенциальных возможностей почвы, растений и животных при производстве сельскохозяйственной продукции. Дисциплина направлена на изучение закономерностей взаимоотношений агроценозов со средой обитания, функционирования и сохранения агроэкосистем в условиях техногенеза, проблем агроэкологического мониторинга, способов восстановления техногенно-загрязнённых территорий с целью использования для производства экологически безопасной продукции.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Экологическая химия
Цель дисциплины сформировать способность описывать химические превращения загрязняющих веществ в окружающей среде, оценивать химические процессы, протекающих под влиянием антропогенной деятельности. Дисциплина направлена на изучение физико-химических процессов, протекающих в атмосфере, гидросфере и почвенном слое, основных циклов миграции химических элементов, антропогенного воздействия на равновесие в природе и химизм глобальных процессов в биосфере.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Экологическое законодательство и нормирование
Цель курса – сформировать способность интерпретировать и применять основные нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды в профессиональной деятельности, понимать принципы установления экологических нормативов и оценивать качество окружающей среды в соответствии с ними. В курсе изучаются экологические нормативно-правовые акты РК, группы и виды экологических нормативов, их расчет и практическое применение.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Экология человека и городов
Цель дисциплины – формирование комплексного представления об отношениях окружающей социальной и природной среды с человеком и человеческим обществом, об оптимизации среды жизнедеятельности человека и тенденциях, протекающих как биологическая и социальная жизнь человека. Оценить роль городов в организации пространства, их структуры и динамики развития, экологические проблемы в городской среде.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Почвоведение
Цель курса – формирование знаний о почве, ее образовании, свойствах, развитии и эволюции, закономерностях географического распространения и взаимосвязях с растительным покровом. Курс направлен на изучение происхождения, развития, строения, состава, свойств, режимов, плодородия, распространения почв. Курс формирует способности определять состав, свойства и режимы почвы, разрабатывать мероприятия по охране и рациональному использованию почв.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Изменение климата и низкоуглеродные решения
Данная дисциплина изучает научные основы изменения климата, его влияние на окружающую среду и общество, а также низкоуглеродные решения, направленные на снижение выбросов углерода. Студенты изучат причины и последствия глобального потепления, климатическую политику и международные соглашения, возобновляемые источники энергии и экологические технологии. Также рассматриваются пространственные и управленческие стратегии адаптации к изменению климата и его смягчения.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экологическое картографирование
Цель курса: формирование научного представления о применении картографического метода исследования в изучении состояния окружающей среды и обеспечение студентов современными знаниями об основах геоэкологического картографирования, методах создания карт и применения их для поддержки принятия решений в управлении природопользованием и в области экологической политики.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Охрана атмосферного воздуха
Цель дисциплины – формирование способности разрабатывать и осуществлять мероприятия по защите атмосферного воздуха от вредных выбросов промышленных предприятий. Курс направлен на получение знаний о составе и свойствах атмосферного воздуха, основных физико-химических закономерностях распространения загрязняющих веществ в атмосфере, основах техники и технологий очистки пылегазовых выбросов, о методах защиты атмосферы от физических воздействий.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Методы и средства контроля в экологии
Целью дисциплины является формирование компетенций обучающихся в области современных методов и средств контроля качества окружающей среды, аналитических приборов и способов пробоподготовки, применяемых при проведении экологического контроля. Задачи дисциплины – освоение методов комплексного контроля окружающей среды; – создание банка данных о фоновых и экстремальных параметрах окружающей среды с целью дальнейшего выделения трендов их динамики; – оценка и выделение изменений состояния окружающей среды, обусловленных как по причине природной изменчивости, так и в результате деятельности человека с выделением экстремальных и чрезвычайных ситуаций; – краткосрочное и долгосрочное прогнозирование тенденций изменения состояния окружающей среды.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Основы экотоксикологии
Курс формирует способность понимать пути проникновения вредных веществ в организм, определять их токсикологические характеристики, специфику и механизм токсического действия, объяснять последствия воздействия на популяции и экосистемы. Курс направлен на изучение разнообразия, структуры и действия вредных веществ на живые организмы, параметры и основные закономерности токсикометрии, токсикокинетики.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экологический мониторинг
Цель дисциплины – сформировать способность проводить наблюдения за негативным воздействием на компоненты окружающей среды различными методами, оценивать и прогнозировать состояние окружающей среды. В курсе изучаются виды, назначение мониторинга, принципы и методы мониторинговых исследований, структура и подсистемы ЕГСМ, организация и проведение экологического мониторинга, мониторинг природных ресурсов, мониторинг состояния окружающей среды, специальный мониторинг.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экономика природопользования
Цель дисциплины сформировать способность оценить природные ресурсы, рассчитать платежи за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей среды и экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Курс направлен на рассмотрение административных и экономических методов регулирования природопользования; экономической оценки природных ресурсов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экология продуктов питания
Цель курса: изучение критериев риска, вызванных употреблением пищевых продуктов; гигиенической характеристики основных компонентов пищи и их значения для организма человека; современных тенденций в рационализации питания населения; возможных путей загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения и влияние их на организм человека;
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экология геосистем Казахстана
Цель дисциплиныс изучение экологических функций внешних геосфер Казахстана и взаимодействия с ними человека и его хозяйственной деятельности. Основной задачей является формирование у студентов представлений о строении, составе и экологических функциях геосферных оболочек; развитие способностей к восприятию, обобщению и анализу информации о воздействии антропогенных факторов на природные, природно-технические системы и геосферные оболочки и их последствиях.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экологические нано- и биотехнологии
Цель дисциплины - формирование комплекса теоретических знаний и практических навыков решения экологических проблем с позиций нано и биотехнологий. Курс направлен на изучение применения новейших нано и биотехнологий для очистки сточных вод, обезвреживания опасных газовых выбросов, утилизацию твердых и жидких промышленных отходов, а также выявление потенциальных и реальных рисков внедрения новых технологий.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Экологический менеджмент
Цель дисциплины – сформировать способность анализировать экологическую деятельность предприятия, внедрять системы ЭМ и оценивать их эффективность, разрабатывать и принимать управленческие решения. Курс формирует способности для оценки экологического жизненного цикла продукции, реализации и внедрения систем ЭМ на базе международных стандартов ИСО 14000. Курс направлен на изучение теоретических основ и современных технологий ЭМ.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Основы радиационной экологии
Курс направлен на изучение источников радиации природного и техногенного происхождения, физических основ радиоактивности, характера влияния ионизирующих излучений на живые организмы, особенностей процессов миграции, накопления, распространения и поведения радионуклидов в организмах и окружающей среде. В курсе рассматриваются основы радиационной дозиметрии и методы контроля уровня радиационной безопасности, структура ядерного топливного цикла и радиоэкологические проблемы ядерной энергетики.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Управление водными ресурсами
дисциплина изучает методы планирования, контроля и рационального использования водных ресурсов, охраны водных экосистем, обеспечение водной безопасности и устойчивого развития. Особое внимание уделяется мониторингу качества воды и управлению водными системами в природоохранных целях.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Основы геологии и гидрогеологии
Цель дисциплины – сформировать способность понимать основы формирования геологической среды, анализировать использование и охрану подземных вод, оценивать функционирование динамической системы горные породы–подземные воды–антропогенные сооружения. Дисциплина направлена на особенности геологического строения земной коры; изменения гидрогеохимической обстановки при антропогенном воздействии на окружающую среду; качество подземных вод на основе их генетической классификации.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Экологическая оценка окружающей среды
Цель дисциплины – сформировать способность организовывать и проводить оценку воздействия намечаемой или осуществляемой деятельности на окружающую среду. В курсе изучаются виды экологических оценок, экологические последствия хозяйственной деятельности различных категорий воздействий, нормативно-правовая база, концепция, методология и порядок проведения экологической экспертизы, возможности их применения для управления качеством окружающей среды.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Экология недропользования
Цель дисциплины – сформировать способность анализировать экологические функции литосферы, требованиях в области рационального и комплексного использования недр, правовые и экономические механизмы управления недропользованием. Курс направлен на формирование методологических основ понимания принципов недропользования в соответствии с законодательством РК, системы государственного регулирования недропользования. Курс формирует навыки разработки природоохранных мероприятий добывающих предприятий.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Экологическая стандартизация и сертификация
Цель курса: сформировать способность проводить на практике сертификацию сырья, производственных процессов и продукции в соответствии с международными экологическими стандартами. Дать объективные знания об основных принципах и задачах сертификации. Дисциплина прикладного характера, рассматривает вопросы нормативно – правовой и нормативно – технической базы сертификации на основе международных экологических стандартов производственных процессов и продукции.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Экологическая документация предприятия
Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать экологическую документацию и вести экологическую отчетность предприятия. Студент будет способен применять основные требования экологического законодательства РК; вести документы экологической налоговой, статистической отчетности, отчетности по опасным отходам, по производственному экологическому контролю (ПЭК); разрабатывать и согласовывать разрешительную документацию предприятия; разрабатывать проекты, паспортов отходов и т.д.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Производственный экологический контроль
Цель дисциплины сформировать способность составлять программы и графики производственного экологического контроля, осуществлять процедуру контроля за содержанием загрязняющих веществ в газовых выбросах, сточных водах, отходах на промышленном предприятии, использовать современное аналитическое оборудование для оценки состояния окружающей среды. Дисциплина направлена на изучение функций и форм экологического контроля на предприятии.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Рекультивация почв
Данная дисциплина рассматривает восстановление нарушенных земель, восстановление плодородия почв, а также экологические подходы к рекультивации почв, подвергшихся техногенному и антропогенному воздействию. В курсе изучаются виды и направления рекультивации, её этапы и методы, а также вопросы оценки эффективности рекультивационных мероприятий. Дисциплина направлена на обеспечение экологической безопасности и рациональное использование земельных ресурсов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Экологическая безопасность
Цель дисциплины сформировать способность анализировать законодательные основы и деятельность в области экологической безопасности, включая радиационную, химическую, биологическую и продовольственную на международном и национальном уровнях как систему мер по обеспечению защищенности природных систем, интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Управление отходами
Цель изучения дисциплины сформировать способность оценить современную систему управления отходами производства и потребления для осуществления природоохранных работ на конкретных территориях. Курс направлен на ознакомление с методами утилизации и переработки отходов, организацией системы обращения с отходами, нормами образования отходов, разработку схемы управления отходами на предприятии, проектов нормативов образования и лимитов захоронения отходов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Экологические риски
Цель дисциплины: сформировать знания о в области прогнозирования и контроля рисков природного и техногенного характера, полной и своевременной реализации мероприятий и мер по предотвращению и устранению экологических рисков, соблюдению установленных нормативов, стандартов и правил.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Искусственный интеллект в цифровой экологии
Дисциплина «Искусственный интеллект в цифровой экологии» направлена на формирование у студентов знаний и практических навыков применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в задачах экологического мониторинга, моделирования, прогнозирования и управления состоянием окружающей среды. Изучаются цифровые методы учета и анализа экологических данных для устойчивого природопользования и охраны экосистем.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Организация природоохранной деятельности
Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать и обосновывать природоохранные мероприятия по предотвращению, снижению или ликвидации негативного воздействия на окружающую среду. Курс направлен на формирование основ управления и контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Курс формирует навыки разработки природоохранных мероприятий, заполнения форм экологической отчетности и оформления разрешений на природопользование.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Экологические ГИС-технологии
Дисциплина обучает основам применения геоинформационных систем (ГИС) для сбора, анализа и визуализации экологической информации. Студенты осваивают работу с современным программным обеспечением для работы с экологическими данными, создания пространственных моделей и оценки состояния экосистем. Курс охватывает применение ГИС в управлении природными ресурсами, выявлении очагов загрязнения и экологическом мониторинге.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Отчетность в области охраны окружающей среды
Дисциплина изучает виды, структуру и правила ведения экологической отчетности, порядок предоставления данных в контролирующие органы, методы оценки воздействия на окружающую среду и эффективность природоохранных мероприятий в рамках действующего экологического законодательства.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Применять основные законы и закономерности естествознания в междисциплинарных экологических исследованиях с учетом антропогенного влияния на геосферы Земли;
- Анализировать процессы массообмена и распределения химических элементов между живыми организмами и окружающей средой с учетом факторов химической токсичности, возникновения и форм токсического процесса;
- Применять методы программного обеспечения и инструментов искусственного интеллекта на основе математических, информационных и картографических технологий для оценки состояния окружающей среды, экологического районирование и геоэкологической изученности;
- Анализировать и оценивать экологическую безопасность среды обитания для обеспечение функционирование зеленой экономики на основе передового мирового опыта;
- Анализировать современное состояние окружающей среды с целью сохранения биоразнообразия экосистем;
- Проводить мониторинг состояния экологических ситуаций глобального, регионального и локального уровней современными методами лабораторных и полевых исследований с использованием физико-химических, биологических и геоэкологических методов;
- Оценивать социально-экологическое состояние урбанизированных территорий и жизнедеятельность человека как биологического и социального индивидуума;
- Выбирать необходимые нано- био- и другие средозащитные технологии для снижения уровня воздействия эмиссий загрязняющих веществ с целью достижения стандартов качества окружающей среды;
- Проводить экологическую оценку, экспертизу, аудит планируемой и реализуемой хозяйственной деятельности на соответствия нормативным требованиям природоохранного законодательства, а также освоение навыков ведения экологической документации предприятия и отчетности в сфере охраны окружающей среды; ;
- Выявлять экологические особенности почвенного покрова, закономерности формирования почв и причины деградации, эрозии и опустынивании с разработкой мероприятий по охране почв;
- Подбирать на основе расчетов методы защиты атмосферного воздуха, очистки сточных вод, переработки и утилизации отходов производство и потребления;
- Руководствоваться законами социально-гуманитарного развития современного общества, тенденциями взаимодействия человека и природы, для поиска путей стабилизации социально-экологических отношений и формирования здорового образа жизни, развивать подход, ориентированный на инклюзию, использовать лингвокультурологические знания, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Похожие ОП
6B05202 Экология
Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби)
6B05202 Агроэкология
Казахский агротехнический исследовательский университет имени С.Сейфуллина (КазАТУ им. Сейфуллина)
6B05202 Экология
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)
6B05202 Экология
Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова (ВКУ им. Аманжолова)
6B05202 Экология
Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева (СКУ им. Козыбаева)