Действующая образовательная программа

7M05201 Экология в ЗКГУ им. М. Утемисова

Дисциплины

  • Основы экологизации ресурсосберегающих процессов

    Целью дисциплины является изучение экологически чистых, безотходных технологий, принципы организации безотходного и чистого производства, овладение магистрантами принципами и методами экологической оценки ресурсосберегающих процессов, изучение экологизации технологических процессов и оптимизация размещения источников загрязнения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Организация и планирование научных исследований

    Цель дисциплины: овладение магистрантами компетенциями организации и планирования научных исследований. Магистрант: - демонстрирует знания методов организации и планирования научных исследований. - использует научную и справочную литературу. - применяет полученные знания для решения научных и практических задач. - владеет основами организации и планирования научных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Актуальные проблемы в области защиты окружающей среды

    Цель – сформировать систему знаний об актуальных проблемах в области защиты окружающей среды и проведению экологического анализа технологий, обеспечивающих минимизацию воздействия окружающую среду. В результате обучения магистрант: - демонстрирует знания об актуальных проблемах в области защиты окружающей среды. - определяет оптимальные технологии защиты окружающей природной среды. – проводит экологическое обоснование создаваемых новых технологий защиты окружающей среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Планирование научных проектов

    Цель дисциплины – познакомить магистрантов с основными компонентами и этапами научных проектов и технологии его реализации. В результате обучения дисциплины магистрант: демонстрирует знания о классификации и управлении научных проектов. - составляет план научного проекта.- формулирует выводы и предоставляет результаты исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Экологическая диагностика окружающей среды

    Цель: познакомить магистрантов с методами экологической диагностики состояния окружающей среды. При изучении дисциплины магистрант: демонстрирует умения применять современные методы с использованием современной аппаратуры и прикладных компьютерно-информационных программ; способен выбирать методы, применяемые для реальной оценки экологической ситуации и состояния компонентов окружающей среды; проводит оценку состояния окружающей среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Профессиональный менеджмент

    Магистранты изучают вопросы практического содержания управления, формируется комплекс знаний об управлении, вырабатываются конкретные навыки осуществления различных видов управленческой деятельности, анализа систем управления и их проектирования. Магистранты приобретают навыки по принятию управленческих решений в основных сферах, в вопросах организации основных процессов, планирования и управления на предприятии

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Психология управления

    Магистранты овладеют понятиями о психологии управления, его целях и задачах. Выполняя практические задания, изучат эффективные методы и приемы различных ситуаций при управлении. Работая в группах, разрабатывают методы и приемы эффективного взаимодействия с группами и коллективами, решения конфликтных ситуаций

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Интенсивное изучение языка, ориентированное на профессиональную лексику, умение вести диалог на профессиональном уровне. При изучении курса магистранты должны: знать закономерности построения письменной и устной речи на иностранном языке, основы ведения документации и деловой переписки; уметь понимать на слух и читать текстовой материал; владеть навыками монологической и диалогической речи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Физика и химия окружающей среды

    Цель - освоение магистрантами систему знаний о разнообразных физических и химических процессах, протекающих в окружающей среде. В ходе изучения дисциплины сформируются следующие результаты обучения: - охарактеризует методы описания и анализа физических и химических процессов, протекающих в различных природных средах; - определяет последствия применения химикатов; - оценивает экологические риски от физического и химического загрязнения окружающей среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История и философия науки

    В ходе изучения данного курса будут рассмотрены особенности научного познания. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению таких вопросов, как функции науки, философия и наука, роль философии в возникновении науки, структура научного знания, эмпирические и теоретические знания, динамика науки, научных традиций и научной революции, научная рациональность, ее виды и ценности, наука как социальный институт, специфика технических наук и их место в системе научных знаний

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Коммерциализация результатов научных исследовании

    Цель: познакомить магистрантов с процессом коммерциализации результатов научных исследований – объектов интеллектуальной собственности. В результате обучения дисциплины: магистрант демонстрирует знания о процессе вовлечения результатов научных исследований в экономический оборот; оценивает коммерческий потенциал у интеллектуального продукта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Педагогика высшей школы

    Магистранты овладеют основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, теоретическими основами современной педагогической науки. Выполняя практические задания проводят анализ педагогических идей, традиционных и инновационных технологий педагогического процесса в вузе; прогнозируют развитие высшего образования, применяют разнообразные формы организации педагогического процесса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Управление интеллектуальной собственностью

    Изучение данной дисциплины будет способствовать подготовке магистрантов, обладающих знаниями о защите прав предпринимателей, государственных органов и частных лиц по вопросам, касающимся охраны прав, использования товарных знаков, лицензирования, выдачи патентов на изобретение, научно-технической деятельности, коммерциализации научных и научно-технических результатов, инновационных проектов, экспертизы договоров о распоряжении исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Окружающая среда и сохранение биологического разнообразия

    Цель: ознакомление магистрантов с путями сохранения биоразнообразия в Республике Казахстан и правовыми основами их обеспечения. При изучении дисциплины магистрант: - демонстрирует знания о видах и уровнях биоразнообразия; - выявляет изменения устойчивости экосистем и продуктивности живой природы; - определяет индексы биоразнообразия; - разрабатывает программы сохранения биоразнообразия; - оценивает состояние биоразнообразия.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологические аспекты современной биотехнологии

    Цель дисциплины - ознакомление магистрантов с экологическими аспектами современной биотехнологии. Магистрант в результате изучения дисциплины: - демонстрирует знание научных основ и направлений биотехнологий и возможности их практического применения; - оценивает биотехнологические методы защиты окружающей среды; - определяет экологическую и экономическую эффективность биопрепаратов; - применяет полученные знания в производстве и профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Мониторинг окружающей среды и ГИС-технологии

    Цель: овладение навыками проведения мониторинга окружающей среды и геоинформационного анализа. Магистрант: - демонстрирует углубленные знания о видах и системах мониторинга окружающей среды и основных требованиях к техническим средствам ГИС; - классифицирует ГИС по назначению, масштабу, территориальному охвату; - способен организовать мониторинг окружающей среды; - составляет краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Научные аспекты рационального использования биоресурсов

    Цель: ознакомить магистрантов с основными проблемами эффективного использования биологических ресурсов Казахстана. В результате изучения дисциплины магистрант: - демонстрирует знание состава и разнообразия биоресурсов; - проводит ресурсную оценку для разработки мероприятия по рациональному использования биологических ресурсов; - применяет знания основ законодательства Республики Казахстан для обоснования мероприятий по охране и рациональному использованию биоресурсов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Региональная экологическая политика и управление природопользованием

    Дисциплина рассматривает региональную и экологическую политику и управлением природопользования. При изучении дисциплины магистрант: - раскрывает взаимосвязь общества и природы; - оценивает факторы формирования и реализации региональной экологической политики; - обобщает современные тенденции глобализации экономического, социального и экологического развития с учетом перспектив развития конкретного региона; - разрабатывает рекомендации по совершенствованию управления природопользованием.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Оценка состояния растительности в условиях современного природопользования

    Целью курса является формирование понимания взаимосвязи растительности с компонентами природной среды, способности анализировать влияние различных факторов на растительность. В результате изучения курса магистрант: - демонстрирует углубленные знания о структуре и динамике растительного покрова; - оценивает состояние растительности в условиях современного природопользования; - владеет методами исследования растительности и объясняет его результаты на продвинутом уровне.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Растительные и животные ресурсы Западного Казахстана рациональное использование и охрана

    Цель: формирование систематизированных знаний об актуальных проблемах рационального использования и охраны растительных и животных ресурсов Западного Казахстана. Магистрант: - характеризует природно-ресурсный потенциал региона; - описывает биологическое разнообразие и таксономическую изученность основных групп и видов хозяйственно-полезных представителей флоры и фауны; - определяет нормы эксплуатации различных групп растительных и животных ресурсов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологическая безопасность и оценка рисков

    Цель дисциплины: углубить и закрепить представления о роли экологической безопасности при переходе на путь устойчивого развития, освоить методологию оценки риска. Магистрант: демонстрирует знание принципов, средств и методов управления в сфере обеспечения экологической безопасности; оценивает экологические риски; разрабатывает рекомендаций по обеспечению экологической безопасности на основе критериев допустимого экологического риска.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Цифровые технологии в биологии и экологии

    Цель дисциплины: сформировать систему современных научных знаний о цифровых технологиях. В результате изучения дисциплины магистрант: демонстрирует знания о характеристиках и методологии использования цифровых технологий; использует цифровые технологии для научных исследований; применяет современное программное обеспечение для организации рационального природопользования и оценки уровня биологической и экологической безопасности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Биологическая статистика

    Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций магистрантов в области биологической статистики. При изучении курса магистрант: демонстрирует знания основных понятий статистики и математических моделей; применяет статистические методы анализа; проводит статистический анализ полученных результатов при проведении экспериментов; проводит статистический анализ биологических данных с помощью современных программных средств.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Проблема рационального использования водных биологических ресурсов Казахстана

    Цель дисциплины – сформировать у магистрантов углубленных знаний о зональных и региональных закономерностях функционирования водных экосистем. Дисциплина позволяет сформировать знания и навыки о структурной и функциональной организации водных экосистем. Магистрант: - демонстрирует знания о действующих системах регламентирования антропогенного загрязнения; - анализирует эколого-токсикологические особенности для разработки технологии очистки и рационального использования водных экосистем.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные концепции эволюции биосферы

    Цель преподавания дисциплины – формирование системного представления о современных биосферных процессах и концепциях устойчивого развития биосферы. Дисциплина позволяет изучить динамику и эволюцию биосферы, раскрыть закономерности устойчивого развития биосферы и условий сохранения экологического равновесия, умения находить и выбирать альтернативные варианты решений для обеспечения экологической безопасности окружающей среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Техногенные системы и экологический риск

    Цель дисциплины - формирование теоретических знаний и практических навыков для оценки возможных негативных последствий от воздействий техногенных систем на природу и человека. Магистрант: - демонстрирует знания о роли техногенных систем как источников воздействий на человека и окружающую среду; - определяет критерий допустимого экологического риска; - оценивает влияние техногенных систем на здоровье человека

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Геохимия окружающей среды и здоровья человека

    Цель дисциплины ознакомить магистрантов с методологии геохимии окружающей среды, научить практическому использованию геохимических данных при решении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. Магистрант: - демонстрирует знание методологии геохимии окружающей среды; - применяет эколого-геохимический анализ антропогенной миграции химических элементов; -проводит санитарно-гигиеническую оценку риска здоровью человека от геохимического загрязнения окружающей среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Эпигенетика и токсины окружающей среды

    Цель - ознакомление магистрантов с актуальными проблемами эпигенетики. Магистрант: - демонстрирует знания о достижениях в области исследований эпигенетики; - объясняет механизмы контролирующих экспрессию генов и клеточную дифференцировку; - анализирует влияние токсинов окружающей среды на гены и эпигеном на основе связи между механизмами канцерогенеза индуцированного химическими токсинами и физическими факторами.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Методика преподавания экологических дисциплин в высших учебных заведениях

    Целями являются ознакомление обучающихся с системным подходом к анализу педагогического процесса преподавания и изучения экологических дисциплин. Магистрант: - демонстрирует знания истории становления и развития методики преподавания экологии, классификацию и методику применения образовательных технологий в обучении экологических дисциплин; - проектирует процесс обучения экологических дисциплин с использованием современных образовательных технологий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Восстановление нарушенных экосистем

    Цель: повышение уровня профессиональной компетенции магистрантов посредством освоения теоретических и практических основ технологий восстановления нарушенных экосистем. Магистрант: - демонстрирует знания современных технологий восстановления нарушенных экосистем; - выбирает наиболее рациональные способы восстановления нарушенных экосистем на основе всестороннего изучения состояния компонентов окружающей среды; - выявляет источники неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Технологии ремедиации экосистем

    Целью освоения дисциплины является формирование представлений о приемах и методах ремедиации нарушенных экосистем. Магистрант: - демонстрирует знания о ремедиации и ее месте в системе рекультивационных работ; - анализирует основные факторы, влияющие на выбор способов ремедиации; - оценивает и подбирает различные методы, способы и технологии ремедиации для восстановления нарушенных экосистем.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инновационные педагогические технологии в биологическом и экологическом образовании

    Цель дисциплины: повышение уровня профессиональной подготовки магистрантов в области инновационной деятельности в образовании. Магистрант: - демонстрирует знания об инновационной деятельности педагога в биологическом и экологическом образовании; - демонстрирует владение методами педагогического моделирования инновационного процесса; - выбирает оптимальные стратегии обучения; - проектирует образовательный процесс с использованием инновационных технологий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биологические индикаторы загрязнения

    Цель дисциплины – сформировать знания о биологических индикаторах загрязнения, научить проводить экспресс-анализ и оценивать состояние компонентов окружающей среды. При изучении дисциплины магистрант: - демонстрирует знания о биологических индикаторах загрязнения; - идентифицирует наиболее чувствительные биоиндикаторы; - определяет их ответную реакцию на виды и уровень загрязнения; - оценивает состояние окружающей среды.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Современные аспекты экологии популяций

    Цель - формирование у магистрантов представлений о современных аспектах, принципах организации и функционирования популяционных систем. Результаты обучения: демонстрирует знания о природных популяциях как системы иерархически взаимосвязанных единиц существования вида в природе; исследует важнейшие характеристики популяционных систем; использует популяционные критерии в системе подходов к выделению видов, подлежащих охране.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Структурная и динамическая фитоценология

    Основной целью дисциплины является изучение приоритетных направлений структурной и динамической фитоценологии и формирование представления о фитоценозе как сложной биологической макросистеме, обеспечивающей нормальное существование человека. К основным задачам дисциплины относят раскрытие закономерностей взаимосвязей между организмами, структуры и динамики сообществ, механизмов регуляции численности, условий формирования и существования фитоценозов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экологическая стандартизация и сертификация

    Цель: формирование теоретических знаний в области экологической стандартизации и сертификации и освоение практических навыков оформлению в соответствии с требованиями стандартов. Магистрант: демонстрирует знания о законодательных и нормативных основах в области экологической стандартизации и сертификации; использует соответствующие процедуры при внедрении стандартизации и сертификации систем управления охраной окружающей среды.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биогеоценология

    Цель: формирование знаний о биогеоценологии как науки, о строении и структуре биогеоценоза. При изучении курса магистрант: демонстрирует знание о структурно-функциональной организации биогеоценозов, межбиогеоценотических связях и их механизмах; - анализирует проблемы охраны и рационального использования отдельных компонентов биогеоценоза и биогеоценоза в целом; - оценивает современное состояние и перспективы развития биогеоценотических исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Технологии переработки отходов

    Цель дисциплины: приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для принятия экологических и технически обоснованных решений для выбора технологии переработки отходов. Магистрант: демонстрирует знания способов, основных процессов и оборудовании в области переработки отходов; составляет производственные отчеты в сфере обращения с отходами; - оценивает экологическое состояние окружающей среды при утилизации отходов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биологическое и экологическое образование в современном мире

    Целями являются ознакомление обучающихся с состоянием, проблемами и перспективами развития биологического и экологического образования в современном мире. В результате изучения дисциплины магистрант: - демонстрирует знание основных концепций и основополагающих принципов обновления содержания биологии; - характеризует состояние и проблемы экологического образования в Казахстане и в мире.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Ресурсосбережение в промышленности

    Цель дисциплины формирование знаний, умений и навыков по ресурсосбережению в отраслях промышленности, усвоение принципов и основных направлений эффективного использования ресурсов. Магистрант: - анализирует проблемы ресурсосбережения в мире и Республике Казахстан; - характеризует классификацию и подходы к использованию материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; - оценивает ресурсный потенциал и ресурсоэффективность предприятия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Управление качеством в области экологии

    Цель дисциплины сформировать у магистрантов современное управленческое мышление, ориентированное реализацию концепции управления качества окружающей среды. Магистрант: - демонстрирует знания нормативов качества и принципов управления качеством на основе процессного и системного подходов; -проводит интегральную оценку качества окружающей среды; -применяет полученные знания при решении задач, касающихся управления качеством в области экологии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Внедряет научный подход к управлению производственной и инновационной деятельностью, решению научно-исследовательских и профессиональных задач для обеспечения биологической и экологической безопасности.
  • Анализирует глобальные и региональные экологии проблемы для разработки и проведения мероприятий по защите окружающей среды и восстановлению нарушенных экосистем.
  • Обосновывает допустимые величины выбросов, сбросов и нормативов образования отходов, уровней загрязнения компонентов окружающей среды для прогноза, расчета и оценки последствий хозяйственной деятельности человека в условиях интенсификации природопользования.
  • Демонстрирует системное понимание современных проблем философии и науки, мастерство в овладении методологическими приемами, позволяющие получать и усваивать объективные и достоверные научные знания.
  • Владеет методами координации и контроля на всех этапах жизненного цикла интеллектуальной собственности. Анализирует основные функции и задачи управления процессом коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.
  • Проводит мониторинг, контроль и анализ состояния компонентов окружающей среды и экологическую экспертизу для реальной оценки экологической ситуации и определения экологических рисков.
  • Проводит научные исследования с последующим обобщением исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научного проекта, статьи, аналитического отчета и т.д. для решения конкретных экологических проблем соблюдая принципы профессиональной этики и академической честности.
  • Использует современную аппаратуру и прикладные компьютерно-информационные программы.
  • Систематизирует научные теории и концепции новейших направлений социально-гуманитарных, экономических и педагогических дисциплин для применения в научной и производственной деятельности.
  • Анализирует систему управления интеллектуальной собственности, определяет риски, связанные с нарушением интеллектуальных прав.
  • Применяет разнообразные средства академической устной и письменной коммуникации на иностранном и государственном языках для получения информации в области профессиональной деятельности и межличностной коммуникации.
  • Осуществляет преподавание экологических дисциплин в высшей школе с применением разнообразных образовательных технологии, в т.ч. в условиях дистанционного обучения.
  • Разрабатывает мероприятия и программы для сохранения биологического многообразия живых организмов и определения допустимых величин изъятия биологических ресурсов.
  • Проектирует экологически безопасные технологии, опираясь на концепции устойчивого развития биосферы для управления природных и производственно-технических экосистем в соответствии с требованиями нормативных документов в области охраны окружающей среды и природопользования.
Top