7M05201 Экология в ЗКГУ им. М. Утемисова
-
Цель образовательной программы Подготовка специалистов на основе национальных приоритетов и международного опыта, обладающих углубленными теоретическими и практическими знаниями, профессиональными компетенциями в области экологии и управления природопользованием, отвечающих современным требованиям рынка труда к специалистам-экологам и способных решать ключевые проблемы по обеспечению экологической безопасности.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M087 Технология охраны окружающей среды
-
Область образования 7M05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Основы экологизации ресурсосберегающих процессов
Целью дисциплины является изучение экологически чистых, безотходных технологий, принципы организации безотходного и чистого производства, овладение магистрантами принципами и методами экологической оценки ресурсосберегающих процессов, изучение экологизации технологических процессов и оптимизация размещения источников загрязнения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Организация и планирование научных исследований
Цель дисциплины: овладение магистрантами компетенциями организации и планирования научных исследований. Магистрант: - демонстрирует знания методов организации и планирования научных исследований. - использует научную и справочную литературу. - применяет полученные знания для решения научных и практических задач. - владеет основами организации и планирования научных исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Актуальные проблемы в области защиты окружающей среды
Цель – сформировать систему знаний об актуальных проблемах в области защиты окружающей среды и проведению экологического анализа технологий, обеспечивающих минимизацию воздействия окружающую среду. В результате обучения магистрант: - демонстрирует знания об актуальных проблемах в области защиты окружающей среды. - определяет оптимальные технологии защиты окружающей природной среды. – проводит экологическое обоснование создаваемых новых технологий защиты окружающей среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Планирование научных проектов
Цель дисциплины – познакомить магистрантов с основными компонентами и этапами научных проектов и технологии его реализации. В результате обучения дисциплины магистрант: демонстрирует знания о классификации и управлении научных проектов. - составляет план научного проекта.- формулирует выводы и предоставляет результаты исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экологическая диагностика окружающей среды
Цель: познакомить магистрантов с методами экологической диагностики состояния окружающей среды. При изучении дисциплины магистрант: демонстрирует умения применять современные методы с использованием современной аппаратуры и прикладных компьютерно-информационных программ; способен выбирать методы, применяемые для реальной оценки экологической ситуации и состояния компонентов окружающей среды; проводит оценку состояния окружающей среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Профессиональный менеджмент
Магистранты изучают вопросы практического содержания управления, формируется комплекс знаний об управлении, вырабатываются конкретные навыки осуществления различных видов управленческой деятельности, анализа систем управления и их проектирования. Магистранты приобретают навыки по принятию управленческих решений в основных сферах, в вопросах организации основных процессов, планирования и управления на предприятии
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Психология управления
Магистранты овладеют понятиями о психологии управления, его целях и задачах. Выполняя практические задания, изучат эффективные методы и приемы различных ситуаций при управлении. Работая в группах, разрабатывают методы и приемы эффективного взаимодействия с группами и коллективами, решения конфликтных ситуаций
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Иностранный язык (профессиональный)
Интенсивное изучение языка, ориентированное на профессиональную лексику, умение вести диалог на профессиональном уровне. При изучении курса магистранты должны: знать закономерности построения письменной и устной речи на иностранном языке, основы ведения документации и деловой переписки; уметь понимать на слух и читать текстовой материал; владеть навыками монологической и диалогической речи.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Физика и химия окружающей среды
Цель - освоение магистрантами систему знаний о разнообразных физических и химических процессах, протекающих в окружающей среде. В ходе изучения дисциплины сформируются следующие результаты обучения: - охарактеризует методы описания и анализа физических и химических процессов, протекающих в различных природных средах; - определяет последствия применения химикатов; - оценивает экологические риски от физического и химического загрязнения окружающей среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
История и философия науки
В ходе изучения данного курса будут рассмотрены особенности научного познания. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению таких вопросов, как функции науки, философия и наука, роль философии в возникновении науки, структура научного знания, эмпирические и теоретические знания, динамика науки, научных традиций и научной революции, научная рациональность, ее виды и ценности, наука как социальный институт, специфика технических наук и их место в системе научных знаний
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Коммерциализация результатов научных исследовании
Цель: познакомить магистрантов с процессом коммерциализации результатов научных исследований – объектов интеллектуальной собственности. В результате обучения дисциплины: магистрант демонстрирует знания о процессе вовлечения результатов научных исследований в экономический оборот; оценивает коммерческий потенциал у интеллектуального продукта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Педагогика высшей школы
Магистранты овладеют основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, теоретическими основами современной педагогической науки. Выполняя практические задания проводят анализ педагогических идей, традиционных и инновационных технологий педагогического процесса в вузе; прогнозируют развитие высшего образования, применяют разнообразные формы организации педагогического процесса.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Управление интеллектуальной собственностью
Изучение данной дисциплины будет способствовать подготовке магистрантов, обладающих знаниями о защите прав предпринимателей, государственных органов и частных лиц по вопросам, касающимся охраны прав, использования товарных знаков, лицензирования, выдачи патентов на изобретение, научно-технической деятельности, коммерциализации научных и научно-технических результатов, инновационных проектов, экспертизы договоров о распоряжении исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Окружающая среда и сохранение биологического разнообразия
Цель: ознакомление магистрантов с путями сохранения биоразнообразия в Республике Казахстан и правовыми основами их обеспечения. При изучении дисциплины магистрант: - демонстрирует знания о видах и уровнях биоразнообразия; - выявляет изменения устойчивости экосистем и продуктивности живой природы; - определяет индексы биоразнообразия; - разрабатывает программы сохранения биоразнообразия; - оценивает состояние биоразнообразия.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экологические аспекты современной биотехнологии
Цель дисциплины - ознакомление магистрантов с экологическими аспектами современной биотехнологии. Магистрант в результате изучения дисциплины: - демонстрирует знание научных основ и направлений биотехнологий и возможности их практического применения; - оценивает биотехнологические методы защиты окружающей среды; - определяет экологическую и экономическую эффективность биопрепаратов; - применяет полученные знания в производстве и профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мониторинг окружающей среды и ГИС-технологии
Цель: овладение навыками проведения мониторинга окружающей среды и геоинформационного анализа. Магистрант: - демонстрирует углубленные знания о видах и системах мониторинга окружающей среды и основных требованиях к техническим средствам ГИС; - классифицирует ГИС по назначению, масштабу, территориальному охвату; - способен организовать мониторинг окружающей среды; - составляет краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Научные аспекты рационального использования биоресурсов
Цель: ознакомить магистрантов с основными проблемами эффективного использования биологических ресурсов Казахстана. В результате изучения дисциплины магистрант: - демонстрирует знание состава и разнообразия биоресурсов; - проводит ресурсную оценку для разработки мероприятия по рациональному использования биологических ресурсов; - применяет знания основ законодательства Республики Казахстан для обоснования мероприятий по охране и рациональному использованию биоресурсов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Региональная экологическая политика и управление природопользованием
Дисциплина рассматривает региональную и экологическую политику и управлением природопользования. При изучении дисциплины магистрант: - раскрывает взаимосвязь общества и природы; - оценивает факторы формирования и реализации региональной экологической политики; - обобщает современные тенденции глобализации экономического, социального и экологического развития с учетом перспектив развития конкретного региона; - разрабатывает рекомендации по совершенствованию управления природопользованием.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оценка состояния растительности в условиях современного природопользования
Целью курса является формирование понимания взаимосвязи растительности с компонентами природной среды, способности анализировать влияние различных факторов на растительность. В результате изучения курса магистрант: - демонстрирует углубленные знания о структуре и динамике растительного покрова; - оценивает состояние растительности в условиях современного природопользования; - владеет методами исследования растительности и объясняет его результаты на продвинутом уровне.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Растительные и животные ресурсы Западного Казахстана рациональное использование и охрана
Цель: формирование систематизированных знаний об актуальных проблемах рационального использования и охраны растительных и животных ресурсов Западного Казахстана. Магистрант: - характеризует природно-ресурсный потенциал региона; - описывает биологическое разнообразие и таксономическую изученность основных групп и видов хозяйственно-полезных представителей флоры и фауны; - определяет нормы эксплуатации различных групп растительных и животных ресурсов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экологическая безопасность и оценка рисков
Цель дисциплины: углубить и закрепить представления о роли экологической безопасности при переходе на путь устойчивого развития, освоить методологию оценки риска. Магистрант: демонстрирует знание принципов, средств и методов управления в сфере обеспечения экологической безопасности; оценивает экологические риски; разрабатывает рекомендаций по обеспечению экологической безопасности на основе критериев допустимого экологического риска.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Цифровые технологии в биологии и экологии
Цель дисциплины: сформировать систему современных научных знаний о цифровых технологиях. В результате изучения дисциплины магистрант: демонстрирует знания о характеристиках и методологии использования цифровых технологий; использует цифровые технологии для научных исследований; применяет современное программное обеспечение для организации рационального природопользования и оценки уровня биологической и экологической безопасности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Биологическая статистика
Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций магистрантов в области биологической статистики. При изучении курса магистрант: демонстрирует знания основных понятий статистики и математических моделей; применяет статистические методы анализа; проводит статистический анализ полученных результатов при проведении экспериментов; проводит статистический анализ биологических данных с помощью современных программных средств.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Проблема рационального использования водных биологических ресурсов Казахстана
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов углубленных знаний о зональных и региональных закономерностях функционирования водных экосистем. Дисциплина позволяет сформировать знания и навыки о структурной и функциональной организации водных экосистем. Магистрант: - демонстрирует знания о действующих системах регламентирования антропогенного загрязнения; - анализирует эколого-токсикологические особенности для разработки технологии очистки и рационального использования водных экосистем.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современные концепции эволюции биосферы
Цель преподавания дисциплины – формирование системного представления о современных биосферных процессах и концепциях устойчивого развития биосферы. Дисциплина позволяет изучить динамику и эволюцию биосферы, раскрыть закономерности устойчивого развития биосферы и условий сохранения экологического равновесия, умения находить и выбирать альтернативные варианты решений для обеспечения экологической безопасности окружающей среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Техногенные системы и экологический риск
Цель дисциплины - формирование теоретических знаний и практических навыков для оценки возможных негативных последствий от воздействий техногенных систем на природу и человека. Магистрант: - демонстрирует знания о роли техногенных систем как источников воздействий на человека и окружающую среду; - определяет критерий допустимого экологического риска; - оценивает влияние техногенных систем на здоровье человека
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Геохимия окружающей среды и здоровья человека
Цель дисциплины ознакомить магистрантов с методологии геохимии окружающей среды, научить практическому использованию геохимических данных при решении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. Магистрант: - демонстрирует знание методологии геохимии окружающей среды; - применяет эколого-геохимический анализ антропогенной миграции химических элементов; -проводит санитарно-гигиеническую оценку риска здоровью человека от геохимического загрязнения окружающей среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Эпигенетика и токсины окружающей среды
Цель - ознакомление магистрантов с актуальными проблемами эпигенетики. Магистрант: - демонстрирует знания о достижениях в области исследований эпигенетики; - объясняет механизмы контролирующих экспрессию генов и клеточную дифференцировку; - анализирует влияние токсинов окружающей среды на гены и эпигеном на основе связи между механизмами канцерогенеза индуцированного химическими токсинами и физическими факторами.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания экологических дисциплин в высших учебных заведениях
Целями являются ознакомление обучающихся с системным подходом к анализу педагогического процесса преподавания и изучения экологических дисциплин. Магистрант: - демонстрирует знания истории становления и развития методики преподавания экологии, классификацию и методику применения образовательных технологий в обучении экологических дисциплин; - проектирует процесс обучения экологических дисциплин с использованием современных образовательных технологий.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Восстановление нарушенных экосистем
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции магистрантов посредством освоения теоретических и практических основ технологий восстановления нарушенных экосистем. Магистрант: - демонстрирует знания современных технологий восстановления нарушенных экосистем; - выбирает наиболее рациональные способы восстановления нарушенных экосистем на основе всестороннего изучения состояния компонентов окружающей среды; - выявляет источники неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Технологии ремедиации экосистем
Целью освоения дисциплины является формирование представлений о приемах и методах ремедиации нарушенных экосистем. Магистрант: - демонстрирует знания о ремедиации и ее месте в системе рекультивационных работ; - анализирует основные факторы, влияющие на выбор способов ремедиации; - оценивает и подбирает различные методы, способы и технологии ремедиации для восстановления нарушенных экосистем.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инновационные педагогические технологии в биологическом и экологическом образовании
Цель дисциплины: повышение уровня профессиональной подготовки магистрантов в области инновационной деятельности в образовании. Магистрант: - демонстрирует знания об инновационной деятельности педагога в биологическом и экологическом образовании; - демонстрирует владение методами педагогического моделирования инновационного процесса; - выбирает оптимальные стратегии обучения; - проектирует образовательный процесс с использованием инновационных технологий.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Биологические индикаторы загрязнения
Цель дисциплины – сформировать знания о биологических индикаторах загрязнения, научить проводить экспресс-анализ и оценивать состояние компонентов окружающей среды. При изучении дисциплины магистрант: - демонстрирует знания о биологических индикаторах загрязнения; - идентифицирует наиболее чувствительные биоиндикаторы; - определяет их ответную реакцию на виды и уровень загрязнения; - оценивает состояние окружающей среды.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Современные аспекты экологии популяций
Цель - формирование у магистрантов представлений о современных аспектах, принципах организации и функционирования популяционных систем. Результаты обучения: демонстрирует знания о природных популяциях как системы иерархически взаимосвязанных единиц существования вида в природе; исследует важнейшие характеристики популяционных систем; использует популяционные критерии в системе подходов к выделению видов, подлежащих охране.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Структурная и динамическая фитоценология
Основной целью дисциплины является изучение приоритетных направлений структурной и динамической фитоценологии и формирование представления о фитоценозе как сложной биологической макросистеме, обеспечивающей нормальное существование человека. К основным задачам дисциплины относят раскрытие закономерностей взаимосвязей между организмами, структуры и динамики сообществ, механизмов регуляции численности, условий формирования и существования фитоценозов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экологическая стандартизация и сертификация
Цель: формирование теоретических знаний в области экологической стандартизации и сертификации и освоение практических навыков оформлению в соответствии с требованиями стандартов. Магистрант: демонстрирует знания о законодательных и нормативных основах в области экологической стандартизации и сертификации; использует соответствующие процедуры при внедрении стандартизации и сертификации систем управления охраной окружающей среды.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Биогеоценология
Цель: формирование знаний о биогеоценологии как науки, о строении и структуре биогеоценоза. При изучении курса магистрант: демонстрирует знание о структурно-функциональной организации биогеоценозов, межбиогеоценотических связях и их механизмах; - анализирует проблемы охраны и рационального использования отдельных компонентов биогеоценоза и биогеоценоза в целом; - оценивает современное состояние и перспективы развития биогеоценотических исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Технологии переработки отходов
Цель дисциплины: приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для принятия экологических и технически обоснованных решений для выбора технологии переработки отходов. Магистрант: демонстрирует знания способов, основных процессов и оборудовании в области переработки отходов; составляет производственные отчеты в сфере обращения с отходами; - оценивает экологическое состояние окружающей среды при утилизации отходов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Биологическое и экологическое образование в современном мире
Целями являются ознакомление обучающихся с состоянием, проблемами и перспективами развития биологического и экологического образования в современном мире. В результате изучения дисциплины магистрант: - демонстрирует знание основных концепций и основополагающих принципов обновления содержания биологии; - характеризует состояние и проблемы экологического образования в Казахстане и в мире.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Ресурсосбережение в промышленности
Цель дисциплины формирование знаний, умений и навыков по ресурсосбережению в отраслях промышленности, усвоение принципов и основных направлений эффективного использования ресурсов. Магистрант: - анализирует проблемы ресурсосбережения в мире и Республике Казахстан; - характеризует классификацию и подходы к использованию материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; - оценивает ресурсный потенциал и ресурсоэффективность предприятия.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управление качеством в области экологии
Цель дисциплины сформировать у магистрантов современное управленческое мышление, ориентированное реализацию концепции управления качества окружающей среды. Магистрант: - демонстрирует знания нормативов качества и принципов управления качеством на основе процессного и системного подходов; -проводит интегральную оценку качества окружающей среды; -применяет полученные знания при решении задач, касающихся управления качеством в области экологии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Результаты обучения
- Внедряет научный подход к управлению производственной и инновационной деятельностью, решению научно-исследовательских и профессиональных задач для обеспечения биологической и экологической безопасности.
- Анализирует глобальные и региональные экологии проблемы для разработки и проведения мероприятий по защите окружающей среды и восстановлению нарушенных экосистем.
- Обосновывает допустимые величины выбросов, сбросов и нормативов образования отходов, уровней загрязнения компонентов окружающей среды для прогноза, расчета и оценки последствий хозяйственной деятельности человека в условиях интенсификации природопользования.
- Демонстрирует системное понимание современных проблем философии и науки, мастерство в овладении методологическими приемами, позволяющие получать и усваивать объективные и достоверные научные знания.
- Владеет методами координации и контроля на всех этапах жизненного цикла интеллектуальной собственности. Анализирует основные функции и задачи управления процессом коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.
- Проводит мониторинг, контроль и анализ состояния компонентов окружающей среды и экологическую экспертизу для реальной оценки экологической ситуации и определения экологических рисков.
- Проводит научные исследования с последующим обобщением исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научного проекта, статьи, аналитического отчета и т.д. для решения конкретных экологических проблем соблюдая принципы профессиональной этики и академической честности.
- Использует современную аппаратуру и прикладные компьютерно-информационные программы.
- Систематизирует научные теории и концепции новейших направлений социально-гуманитарных, экономических и педагогических дисциплин для применения в научной и производственной деятельности.
- Анализирует систему управления интеллектуальной собственности, определяет риски, связанные с нарушением интеллектуальных прав.
- Применяет разнообразные средства академической устной и письменной коммуникации на иностранном и государственном языках для получения информации в области профессиональной деятельности и межличностной коммуникации.
- Осуществляет преподавание экологических дисциплин в высшей школе с применением разнообразных образовательных технологии, в т.ч. в условиях дистанционного обучения.
- Разрабатывает мероприятия и программы для сохранения биологического многообразия живых организмов и определения допустимых величин изъятия биологических ресурсов.
- Проектирует экологически безопасные технологии, опираясь на концепции устойчивого развития биосферы для управления природных и производственно-технических экосистем в соответствии с требованиями нормативных документов в области охраны окружающей среды и природопользования.
Похожие ОП
7M05201 Экология и прородопользование
Международный университет Астана (AIU)
7M05201 Экология
Торайгыров университет
7M05201 Экология
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)
7M05201 Экология
Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова (Yessenov University)
7M05201 Экология
Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова (ЖУ им. Жансугурова)
7M05201 Прикладная экология
Атырауский университет имени Х.Досмухамедова (АтУ им. Досмухамедова)
7M05201 Экология
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
7M05201 Экология
Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова (ЖУ им. Жансугурова)
7M05201 Геоэкология и управление природопользованием
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)