Действующая образовательная программа

7M02201 История в АРГУ им. Жубанова

  • Цель образовательной программы Подготовка магистров гуманитарных наук исторического профиля, обладающих универсальными и предметно–специализированными компетенциями, готовых к самостоятельной научно-исследовательской работе и педагогической деятельности, конкурентоспособных на рынке труда.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M053 История
  • Направление подготовки 7M022 Гуманитарные науки

Дисциплины

  • Иностранный язык (профессиональный) (на английском языке)

    Цель дисциплины: формирование иноязычных навыков для интеграции в профессиональную сферу на международном уровне, использования английского языка как средства в межкультурной и профессиональной коммуникации, а также для перевода научных трудов зарубежных ученых и освоения зарубежного опыта в области переводоведения и межкультурной коммуникации, для совершенствования умений перевода информации в устной и письменной форме, используемой в профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Теория-практика историко-биографического исследования (на английском)

    Данный курс рассматривает специфику (предмет, источниковедческую базу, методологию) осуществления историко-биографического исследования, направленного на привнесение «человеческого измерения» в процесс исторического познания. Магистранты отрабатывают практические навыки аналитической работы (в том числе с применением возможностей искусственного интеллекта) с разными видами биографических источников, работ в жанре научной и научно-популярной биографии, а также осуществляют своё собственное научное исследование биографий исторических персоналий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Идея государства и власти в традиционной устной истории (на английском языке)

    В ходе изучения курса магистранты исследуют политическую организацию кочевников, понятие верховной власти, проблемы власти в традиционном обществе в трудах казахской интеллигенции, право верховной власти в традиционной цивилизации, соотношение понятий «обычай» и «закон» в праве кочевников Центральной Азии; этическое право в традиционной цивилизации как универсальное явление: мировоззрение и менталитет.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Организация и планирование научных исследований (на английском языке)

    Содержание предмета формирует знания о методологии исследования, НИОКР, основных компонентов исследовательской работы, подготовки авторских документов, инновационного плана исследования, жизненного цикла проекта и оценки стоимости, критериев отбора идей и определения их качества, а также помогает приобрести практические навыки для эффективного применения при ведении исследований. Предмет формирует необходимые навыки и умения для эффективного использования искусственного интеллекта в качестве вспомогательного ресурса в ходе исследований, расширяет исследовательские возможности обучающихся.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Психология управления (на русском языке)

    Междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности на основе психологических знаний и теорий. Дисциплина изучает и регулирует психологические закономерности организации процесса управления и взаимоотношения, возникающие между людьми в этом процессе. Рассматриваются закономерности, принципы, методы управленческой деятельности: анализируются особенности и психологические условия управленческой деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Педагогика высшей школы (на казахском языке)

    Целью изучения данной дисциплины являются теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования. Педагогика высшей школы изучает освоение знаний о закономерностях и принципах воспитания, средства и методы высшего профессионального образования. В результате освоения дисциплины магистранты знают развитие системы высшего образования Республики Казахстан, а также ее ключевые задачи. Кроме того, формируются знания о научных аспектах управления педагогическим процессом и использования современных педагогических технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История и философия науки (на казахском языке)

    Дисциплина формирует знания об истории и философии научного мышления, философских основах науки, генезисе, сущности, перспективах эмпирического и научного познания, развивает методические навыки, необходимые для проведения научно-исследовательской работы обучающихся. Активные методы обучения, такие как проблемное обучение, тематическое обсуждение, проектный метод, направлены на приобретение навыков критической оценки достижений современной науки, формирование собственной этической позиции.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Методика преподавания исторических дисциплин в ВУЗе (на казахском языке)

    При освоении курса магистранты углубляют знания о теоретических проблемах курса, об особенностях методики преподавания истории в вузе, планировании и ознакомлении обучения, о современных технологиях обучения в высших учебных заведениях, способах их применения, об управлении учебным процессом, цифровизации преподавания истории и образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Международные отношения в эпоху многополярного мира (на английском языке)

    В ходе изучения курса магистранты исследуют основные тренды международных отношений после окончания Холодной войны. Анализируются внешнеполитическая деятельность России, США, Китая, Великобритании, Франции и других государств в условиях трансформации системы международных отношений, появления новых центров силы и развития кризисных явлений в функционировании институтов глобальной безопасности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Современные теоретико-методологические подходы к актуальным проблемам Отечественной истории (на казахском языке)

    Курс посвящен изучению теоретических актуальных проблем Истории Казахстана с использованием различных источников и исследований казахстанских, российских и зарубежных авторов. В ходе изучения курса магистранты усовершенствуют свои знания о теоретико-методологических, конкретно-исторических взглядах представителей основных историографических направлений и школ современного этапа развития исторической науки в Казахстане.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Архивно-информационные технологии в архивоведении (на английском языке)

    Магистранты расширят представления о современной архивной системе, экспертизе документов, ознакомятся с автоматизированными архивными технологиями, возможностями интегрированной информационной системы архивов, создания и функционирования архивных сайтов, применят знания анализа документов в архивах по поставленным задачам исследования, в ходе которых используются традиционные и электронные научно-справочные аппараты.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проблемы исторической демографии Казахстана (на русском языке)

    В ходе изучения курса магистранты систематизируют знания об исторической демографии, особенностях этнодемографического развития республики за годы независимости, о миграционных процессах, формировании новой социальной структуры общества, тенденциях урбанизации, истории городов, развитии городского и сельского населения, изменениях в уровне образования населения страны, в том числе казахов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История империй: ретроспективный анализ (на английском языке)

    Курс посвящен исследованию различных аспектов дискуссии о природе имперских формаций, практик и структур. Магистранты проанализируют понятие «империя» как особого политического пространства, применят компаративный метод при изучении Британской, Османской, Французской, Российской империй, а также расширят свои знания о различных толкованиях идеи естественного права и последствий различных стратегий имперского управления.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Новые подходы к фундаментальным проблемам Всемирной истории (на русском языке)

    Магистранты знакомятся с новыми концептуальными подходами в изучении фундаментальных проблем мировой истории, основными категориальными аппаратами историософии, проблемами исторической динамики, структуры, движения, сущности истории; систематизируют знания о новых концептуальных основах осмысления фундаментальных проблем истории социально-экономического, политического, конституционно-правового развития зарубежных стран, эволюции основных ценностей, являющихся фундаментом существования человека в исторические эпохи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Миграционные процессы в современном мире (на английском языке)

    Курс систематизирует знания о современных подходах, принципах и методах изучения миграционных процессов, об особенностях миграции в современном мире в условиях глобализации, о влиянии миграции на демографические процессы, причинах и последствиях миграции, в том числе трудовой; магистранты оценивают проблемы нелегальных мигрантов, миграционную политику США и стран Европейского Союза.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях (на казахском языке)

    Курс посвящен рассмотрению процесса становления феномена междисциплинарной кооперации истории, других социально-гуманитарных наук в контексте эволюции научных парадигм обществознания, утверждению тенденции антропологизации в исторических исследованиях. В ходе изучения курса магистрантами анализируются теоретические подходы и методы смежных социальных и гуманитарных наук, методологические принципы их применения, достижения исторической науки в этой сфере.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новые направления в зарубежной историографии (на казахском языке)

    Магистрантам даются знания о типах исторического мышления в ХІХ в, классическом историзме, его кризисе на рубеже веков, школе анналов во втором звене, об истории ментальности и исторической антропологии, новой социальной истории, цифровой истории, психоистории, микроистории, истории повседневности, о тенденциях развития исторической мысли на рубеже ХХ-XXI веков.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы современной этнологии (на казахском языке)

    Курс посвящен детальному анализу основных проблем этнической психологии и этнокультуры, современных теорий антропогенеза и расогенеза, актуальных вопросов этногенеза, классификации этносов, а также исследованию особенностей межэтнической коммуникации, типологии этнических конфликтов и средств их урегулирования, этнической идентичности личности, этнических стереотипов и способов их преодоления.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская элита в национальной политике Российской империи (на русском языке)

    Курс посвящен изучению истории участия казахской элиты в региональном управлении, проблемам методологического анализа социальных процессов, определению структуры и степени интегрированности элит, рассмотрению ритуально-символического иллюстрирования статуса элиты. Магистрантами исследуются отношения местной казахской элиты с высшей государственной властью, подходы различных исследовательских школ к вопросу о природе формирования элитного слоя.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Межпредметные связи в современной исторической науке (на казахском языке)

    Курс посвящен анализу классификации и типологии межпредметных связей в современной исторической науке, организации исследовательской деятельности на основе комплексной методики общенаучных и конкретно-исторических исследований. В ходе изучения курса магистрантами систематизируются знания о междисциплинарном подходе в современных исторических исследованиях, о планомерной интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с другими гуманитарными науками.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Память и культурная идентичность (на русском языке)

    Магистранты систематизируют теоретические знания в области научного дискурса о «памяти», как инструменте коллективной идентичности и продукте коммуникации. Изучение курса основано на теории Мориса Хальбвакса о коллективной памяти и теории культурной идентичности Яна и Алейды Ассман, а также на трудах Харальда Вельцера и Сабины Моллер; подробно исследуются культурные аспекты памяти, противопоставление памяти и истории.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2

Результаты обучения

  • Анализирует современные тенденции мирового развития, глобальные геополитические процессы, ориентируется в основных концепциях, а также ключевых проблемах современных международных отношений; оценивает политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей.
  • Ориентируется в методологических подходах, принципах, осуществляет аналитические, системные операции по сбору исторических материалов, применяет навыки и приемы историографической и источниковедческой критики.
  • Способен осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач научно-исследовательской и профессиональной деятельности, формулирует суждения научному сообществу и широкой общественности с учетом этической и социальной ответственности.
  • Формулирует и решает задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие профессиональных знаний педагогики и психологии высшей школы, понимания психологических закономерностей процесса управления.
  • Обобщает и применяет знания и понимание закономерностей мирового цивилизационного процесса, анализирует и оценивает основные тенденции и концепции в различных областях исторического знания, вырабатывает и обосновывает аргументы при проведении научного анализа актуальных проблем отечественной и всемирной истории.
  • Владеет знаниями о современных тенденциях развития различных направлений исторической науки (демографии, миграционных процесов, этнологии и др.), критически воспринимает и осмысливает концепции различных историографических школ, ориентируется в теориях отечественной и западной историографии.
  • Использует в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы, возможности искусственного интеллекта; систематизирует, оценивает, теоретически осмысливает и применяет эмпирический материал.
  • Критически оценивает, обобщает результаты научного исследования, планирует и проводит научно-исследовательские работы с использованием знаний фундаментальных и прикладных дисциплин, современных методологических, междисциплинарных подходов, общенаучных и исторических методов исследования.
  • Совершенствует и развивает свой интеллектуальный и общекультурный уровень, проявляя креативный подход, порождает новые идеи, адаптируется к новым ситуациям, самостоятельно обучается в течение всей жизни.
Top