Действующая образовательная программа

6B05203 Гидрология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Качественная подготовка конкурентоспособных кадров в области планирования и рационального использования водных ресурсов и гидрологии для организации мониторинга водных объектов, проектирования и эксплуатации гидротехнических инженерных сооружений, сельскохозяйственных мелиоративных систем, коммунальных служб и служб, занимающимися вопросами предотвращения и борьбы с последствиями опасных гидрологических явлений.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B052 Наука о земле
  • Предметы на ЕНТ Математика и География
  • Направление подготовки 6B052 Окружающая среда

Дисциплины

  • Гидрометрия I

    Цель курса - дать основные сведения о сети гидрологических наблюдений, о методах определения и изучения гидрологических элементов, о гидрометрических приборах, а также о способах обработки результатов наблюдений, создания информационной базы для гидрологического обоснования водохозяйственных и гидротехнических проектов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель: формирование практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства. Студент будет способен: использовать возможности рынка, соответствующие их личным интересам и способностям; принять первоначальное решение о начале бизнеса; эффективно работать в рамках действующих правовых норм; определять и оценивать потенциальные рыночные возможности стартапа.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Гидрометрия II

    Цель дисциплины сформировать способность организовывать и проводить основные полевые стационарные и экспедиционные гидрометрические исследования, а также обобщать полученные материалы и готовить их публикации в водном кадастре (ЕДС, МДС). Будут изучены: автоматизация гидрологической сети, механизированная обработка результатов наблюдений, измерение расходов воды аэрометодами, госучет и водный кадастр, метрологическое обеспечение гидрометрических измерений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Геодезия и картография

    Формирование у студента знаний о порядке проведения топографо-геодезических работ по созданию топографических карт и планов: определение местоположения объекта на плоскости и в пространстве, в том числе задачи по определению площадей, ориентирных направлений для движения объектов создания геодезического обоснования для строительства инженерных сооружений в виде теодолитного хода или системы ходов: определения высот и превышений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Высшая математика

    Цель дисциплины формировать представление о важнейших математических понятиях и утверждениях. Дисциплина направлена на изучение: основных определений, теорем и правил высшей математики для решения естественно-прикладных задач; понятий и методов линейной алгебры, аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления; концепций и методов, связанных с векторами и матрицами, способов решения дифференциальных уравнений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Гидрография материков

    Цель дисциплины сформировать представление об особенностях гидрологического режима водных объектов в зависимости от физико-географических характеристик регионов Земли. Дисциплина направлена на изучение климатических и физико-географических условий континентов и регионов Земли и связанных с ними процессов формирования гидрографической сети и стока рек.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Общая метеорология

    Цель. Ознакомить студентов с основными знаниями об атмосфере, происходящими в ней физическими и химическими процессами, формирующими погоду и климат. Краткое содержание Дать представление о климатической системе, взаимоотношении глобального и локального климатов, процессами климатообразования, системами классификации климатов,крупномасштабных изменениях климата и современном потеплении климата. Знание состава и общих свойств атмосферы, радиационный режим атмосферы, тепловое состояние атмосферы и её взаимодействие с подстилающей поверхностью, трансформации воды в атмосфере, особенности движения воздуха в пограничное слое атмосферы, местные ветры. Умение показать сущность основных процессов преобразования солнечной радиации в атмосфере, теплового режима атмосферы, фазовых преобразований воды в атмосфере; иметь навыки в проведении инженерных расчетов с применением современных ПЭВМ Владение компетентностью при анализе основных физических процессов протекающих в атмосфере, в их тесном взаимодействии с земной поверхностью и околоземным пространством.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Физика

    Цель - сформировать спосоность применения в профессиональной деятельности современные представления об основных закономерностях физических явлений. Дисциплина направлена на изучение: анализа и оценки характеристик физических процессов; применения законов физики при решении расчетных и качественных задач по геодезии, фотограмметрии, дистанционного зондирования Земли; методики применения законов физики при решении задач в землеустройстве.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Общая гидрология

    Цель курса - ознакомить с системой основных научных знаний, методов исследований в области гидрологии,с общими методами гидрологических исследований, знать методы, формулы водного и теплового баланса водных объектов, определять основные характеристики стока рек, использовать формулы перехода от одних единиц к другим.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Гидрология рек

    Цель дисциплины формирование представлений о гидрологических процессах и явлениях в реках и их бассейнах, методах гидролого-географического анализа. Дисциплина направлена на понимание закономерностей гидрологических процессов, происходящих в реках; роли рек в общем круговороте вещества и энергии, связи гидрологических процессов в реках с физико-географическими условиями речных бассейнов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Общая и речная гидравлика

    Цель дисциплины формирование представлении о физике гидравлических явлений, основных законов покоя и движения воды в каналах, реках, трубопроводах, энергетического истолкования процессов, происходящих в открытых руслах. Дисциплина направлена на изучение: пропускную способность рек и каналов, определение основных размеров сечения каналов и гидросооружений, анализировать результаты расчетов для выбора и обоснования окончательных результатов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Гидрофизика

    Цель курса - дать студентам знания в области физических свойств природных вод и физических процессов, протекающих в водных объектах суши. То есть: -понимать физическую природу гидрологических явлений и процессов, -владеть математические методы при анализе природных процессов в водных объектах и их взаимодействие с окружающей средой; -правильно выбирать методы исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Геоморфологические подходы к управлению речными бассейнами

    Цель курса обучение студентов в теоретических и практических разработках в области речной геоморфологии и показать, как используются в управлении речными бассейнами по всему миру, улучшение возможностей трудоустройства студентов, желающих работать в водной промышленности. Этот модуль опирается на исследования и консультации, проведенные Исследовательской группой бассейна реки и гидрологии в IGES, UWA.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Современные методы статистической обработки гидрологической информации

    Целью дисциплины является освоение теоретических и практических основ прикладного статистического анализа, ознакомление спецификой данных гидрологических наблюдений и гидрологической информации, основными методами статистической обработки гидрологической информации, применение практических навык обработки данных с помощью пакетов программ, изучение методов прикладного статистического анализа в решении конкретных задач.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Гидротехника и мелиорация

    Цель дисциплины формирование представлении об основных видах гидротехнических сооружений (гидросооружений) различного назначения и конструкций, применяемых в водном хозяйстве, способностей выполнению расчетов устойчивости гидротехнических сооружений, определению толщины основного флютбета, фильтрации однородной плотины для проектирования и эксплуатации гидросистем и водообеспечние водохозяйственных отраслей.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Оценка антропогенных воздействий на речной сток

    Цель дисциплины сформировать способность оценки значимых изменений характеристик стока на основе количественной оценки влияния хозяйственной деятельности для рационального и безопасного использования их в перспективе. Дисциплина направлена на выявление изменения стока рек в связи с хозяйственной деятельностью, изменения суммарного и многолетнего стока рек.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Влияние изменений климата на управление речными бассейнами

    Представить влияние изменения климата на системы водных ресурсов, предоставляя студентам сведения об альтернативах адаптации к изменению климата. Междисциплинарный характер водных проблем потребует интеграции технических экономических, экологических, социальных аспектов для оценки воздействия и вариантов адаптации к изменению климата.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Водно-балансовые исследования

    Цель дисциплины формирование знаний об основных закономерностях формирования элементов водного баланса. Дисциплина направлена на применение различных методик организации и проведения комплексных исследований изучения водного баланса речных водосборов, природных водных объектов. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: исследование и расчет основных элементов водного баланса, водный баланс поверхностных вод.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Гидрохимия

    Цель курса - изучение вопросов в области химии поверхностных вод, теоретических основ гидрохимии, вопросов региональной, прикладной гидрохимии. Будут изучены: знание всех разделов гидрохимии, различие в методах исследования химических процессов и явлений на эмпирическом и теоретическом уровне, особенности химического состава и гидрохимического режима атмосферных осадков, речных, озерных, водохранилищных и подземных вод.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Интегрированное управление речными бассейнами и экологическая гидрология

    Принципы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР) передаются в соответствии с международными стандартами. Предложены соответствующие инструменты для выявления потенциальных угроз для водной среды и оценки эффективности мер по улучшению. Тематические исследования для применения ИУВР представлены и разработаны учащимися в упражнениях. Основные участники должны быть идентифицированы и рассмотрены в процессе решения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Речные системы и глобальное изменение окружающей среды

    Цель курса - ознакомление с факторами влияния глобальных процессов на речные системы и пути решения проблем. Конкретные ссылки подробно описаны для каждого набора лекционных тем в этом руководстве. Этот модуль и его оценки основаны на критическом чтении, и вы должны будете продемонстрировать доказательства на письменном экзамене.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Гидрологические расчеты

    Цель дисциплины сформировать способность выполнять гидрологические расчеты и определять расчетных гидрологических характеристик стока, необходимых для обеспечения нужд строительного проектирования при создании объектов водопотребления и водопользования. Дисциплина направлена на изучение природных закономерностей и процессов формирования жидкого и твердого стока, существующих и перспективных методы гидрологических расчетов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Гидроэкология

    Цель дисциплины сформировать способность изучения взаимосвязи между водными системами и окружающей средой на основе применения методов и технологий для сохранения и улучшения качества водных ресурсов и их экосистем. Изучаемые темы: качество водной среды, биоразнообразие, управление водными ресурсами, водные конфликты, экологическая безопасность, гидроэкологический мониторинг, экологическая экспертиза, антропогенное воздействие на гидросферу и здоровье человека.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Проблемы загрязнения основных трансграничных рек Казахстана

    Обучение гидрологов, которые могут самостоятельно выполнять расчеты гидрохимических характеристик, смогут разработать новые методы определения вычисленного гидрохимического состава, провести оценку гидрохимических и экологических условий водных объектов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Расчет максимального стока

    Цель дисциплины сформировать способность производить расчеты максимального и твердого стока, уровней воды для случаев наличия и отсутствия данных гидрометрических наблюдений, с учетом хозяйственного воздействия человека на различные стороны гидрологического процесса. Дисциплина направлена на проведение гидрологических и водохозяйственных расчетов для различных целей на основе широко используемых в практике методов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • ГИС в гидрологии

    Цель курса - разработать информационныхе системы, базы данных цифровой картографической информации, выполнять геоинформационное картографирования, создавать электронных карты и другие картографические произведения, использовать существующие ГИС проекты в качестве информационного обеспечения научных исследований, использовать ГИС для обработки данных дистанционного зондирования и других геоизображений, выполнять автоматизированные гидрологические расчеты в среде ГИС.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Математическое моделирование стока и транспорта подземных вод

    Этот курс фокусируется на предоставлении студенту широкой перспективы общих математических методов, используемых для решения практических задач потока подземных вод и массопереноса загрязняющих веществ в подземных водах путем решения общих уравнений потока и массового транспорта

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Горная гидрология

    Цель дисциплины формирование представления о гидросфере – горной гидрологии, гляциологии, гидрофизике рек и озер. Дисциплина направлена на изучение методов исследований о режиме горных рек и ледникового стока, их ресурсов и состав, закономерностей пространственного и временного распределения, методов определения основных расчетных характеристик водных объектов горной территории.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Водоотведение и очистка сточных вод

    Цель дисциплины сформировать представление о изучение сточных вод, состав физико-химических показателей, нормы и расходы водоотведения, оценка влияния сточных вод на состояние водных ресурсов территорий и нормирование качества воды водных объектов. Во время обучения приобретают навыки определять методов очистки сточных вод разного происхождения, методов утилизации осадков норм и расходов водоотведения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Водное хозяйство и водохозяйственные расчеты

    Цель - курса дать представление о водном хозяйстве и научить студентов выполнять водохозяйственные расчеты, результаты которых способствовали бы рациональному использованию водных ресурсов. Во время обучения приобретают навыки способностей рационального планирования и использования водных ресурсов путем выполнения водохозяйственных расчетов по регулированию стока и разработки схем комплексного использования водных ресурсов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Гидродинамические процессы Каспийского моря

    Ознакомление задачами и этапами развития долгосрочных и межгодовых колебания уровня Каспийского моря, расчеты среднегодовых уровней воды Каспийского моря на основе данных наблюдений, построение и анализ разностно-интегральной кривой среднегодовых уровней моря, ознакомление основными принципами работы гидродинамической модели MIKE 21 и волновой спектральной модели SWAN.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Динамика русловых потоков и русловые процессы

    Цель дисциплины формирование представлений о движении воды в жестких и деформируемых открытых руслах, типах русловых процессов и деформаций. Дисциплина направлена на знание кинематики и динамики русловых потоков, формирования и транспорта речных наносов, русловых процессов, методов анализа и расчета течений в речных руслах, движения и стока речных наносов, русловых деформаций.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Селеведениe

    Цель дисциплины сформировать представление о селеформирующих факторах, методах определения расчетных характеристик селей и о методах их измерения. Дисциплина направлена на изучение природы селевых явлений, распространения селей, на выявление критериев селеопасности и селевого риска для составления пространственных и временных прогнозов и принятия решений по управлению селевыми рисками.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Гидрологические модели

    Существует много вопросов, связанных с формированием водных ресурсов, на которые нельзя ответить без применения гидрологических моделей. Текущее изменение климата будет иметь последствия для доступности водных ресурсов в будущем. Поэтому будущие гидрологи должны иметь возможность моделировать ожидаемые сценарии в будущем, и это можно сделать только путем применения гидрологических моделей.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Гидрологические процессы

    Студент понимает основные принципы гидрологии. Студент может количественно описать водный баланс и основные гидрологические процессы и через простой математический расчет.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Модели гидрологического прогнозирования

    Цель дисциплины сформировать представление о моделировании природных процессов с помощью математических функций, калибровке гидрологической модели и преобразовании осадков в сток. Дисциплина направлена на изучение 1D и 2D-моделей расчета пространственных отношений для картирования рисков наводнений и интеграции гидрологических и метеорологических данных.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Опасные гидрологические явления

    Цель дисциплины изучение природы, факторов формирования, методов прогноза и путей предотвращения опасных гидрологических явлений. Дисциплина представляет собой формирование знаний о видах наводнений, их классификации наводнений по повторяемости, рисках и ущербах от ОГЯ. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: наводнения; весенние половодья, заторно-зажорные явления; паводки, сели, лавины.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Моделирование гидрологических процессов в ГИС

    Формирование у студента знаний в области моделирования гидрологических процессов, протекающих в водных объектах суши. Понимать физическую природу гидрологических явлений и процессов, уметь применять элементы математического аппарата и методы для расчета гидрологических процессов в водных объектах и их взаимодействие с окружающей средой, правильно выбирать необходимый набор гидрологических характеристик для построения моделей.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Гидрологические прогнозы

    Цель дисциплины сформировать способность анализировать закономерности возникновения и развития гидрологических явлений. Дисциплина направлена на составление прогнозов расходов и уровней воды, ледовых явлений, максимальных расходов воды, меженного стока равнинных рек, на изучение теории формирования половодья, на определение потерь талых вод.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6

Результаты обучения

  • Работать в команде, применять свои знания в области естественных и социально-экономических наук, анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать полученные знания в различных видах профессиональной деятельности, иметь достаточную теоретическую подготовку для анализа социально-экономической ситуации стран и регионов
  • Составлять качественный прогноз об ожидаемом стихийном гидрологическом явлении, о состоянии водных ресурсов, режиме и качестве вод природных и искусственных водоемов с оценкой их потенциала
  • Использовать фундаментальные законы, теории физико-математических наук, а также методы физико-математического исследования в своей профессиональной деятельности для решения типовых задач различных областей физико-математических наук
  • Решать вопросы по обеспечению качественного выполнения планов работы гидрологической сети и оформлению профессиональной информации, представляемую как специалистам, так и не специалистам
  • Интегрировать полученные знания при анализе режима водных объектов, расчёте гидрологических характеристик, моделировании и прогнозировании гидрологических процессов с применением ГИС-технологий
  • Обосновать задачи гидрологии в смежных науках о Земле, важность гидрометеорологической информации в различных областях хозяйственной деятельности при решении водохозяйственных мероприятий
  • Объяснить закономерности процессов, происходящих в гидросфере на основе современных концепции развития гидрологической науки
  • Производить основные виды полевых и экспедиционных водно-балансовых исследований, обработку полевых материалов, организацию водно-балансовых наблюдений
  • Производить гидравлические расчеты для обоснования гидротехнических сооружений при проектировании и эксплуатации водохозяйственных объектов в соответствии с нормативными документами.
  • Определять основные характеристики русловой турбулентности, механические и гидравлические свойства наносов и донных отложений, транспортирующей способности турбулентного потока для проектирования и безаварийной эксплуатации ГТС
  • Использовать методы расчета речного стока в условиях наличия надежных материалов наблюдения и при их отсутствии для планирования хозяйственной деятельности, оценки водных ресурсов, обоснования водохозяйственной деятельности
  • Оценить характеристики опасных гидрологических явлений на водных объектах с целью предупреждения их в будущем
Top