6B05203 Гидрология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Качественная подготовка конкурентоспособных кадров в области планирования и рационального использования водных ресурсов и гидрологии для организации мониторинга водных объектов, проектирования и эксплуатации гидротехнических инженерных сооружений, сельскохозяйственных мелиоративных систем, коммунальных служб и служб, занимающимися вопросами предотвращения и борьбы с последствиями опасных гидрологических явлений.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B052 Наука о земле
-
Предметы на ЕНТ Математика и География
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Гидрометрия I
Цель курса - дать основные сведения о сети гидрологических наблюдений, о методах определения и изучения гидрологических элементов, о гидрометрических приборах, а также о способах обработки результатов наблюдений, создания информационной базы для гидрологического обоснования водохозяйственных и гидротехнических проектов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель: формирование практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства. Студент будет способен: использовать возможности рынка, соответствующие их личным интересам и способностям; принять первоначальное решение о начале бизнеса; эффективно работать в рамках действующих правовых норм; определять и оценивать потенциальные рыночные возможности стартапа.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гидрометрия II
Цель дисциплины сформировать способность организовывать и проводить основные полевые стационарные и экспедиционные гидрометрические исследования, а также обобщать полученные материалы и готовить их публикации в водном кадастре (ЕДС, МДС). Будут изучены: автоматизация гидрологической сети, механизированная обработка результатов наблюдений, измерение расходов воды аэрометодами, госучет и водный кадастр, метрологическое обеспечение гидрометрических измерений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Геодезия и картография
Формирование у студента знаний о порядке проведения топографо-геодезических работ по созданию топографических карт и планов: определение местоположения объекта на плоскости и в пространстве, в том числе задачи по определению площадей, ориентирных направлений для движения объектов создания геодезического обоснования для строительства инженерных сооружений в виде теодолитного хода или системы ходов: определения высот и превышений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Высшая математика
Цель дисциплины формировать представление о важнейших математических понятиях и утверждениях. Дисциплина направлена на изучение: основных определений, теорем и правил высшей математики для решения естественно-прикладных задач; понятий и методов линейной алгебры, аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления; концепций и методов, связанных с векторами и матрицами, способов решения дифференциальных уравнений.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Гидрография материков
Цель дисциплины сформировать представление об особенностях гидрологического режима водных объектов в зависимости от физико-географических характеристик регионов Земли. Дисциплина направлена на изучение климатических и физико-географических условий континентов и регионов Земли и связанных с ними процессов формирования гидрографической сети и стока рек.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Общая метеорология
Цель. Ознакомить студентов с основными знаниями об атмосфере, происходящими в ней физическими и химическими процессами, формирующими погоду и климат. Краткое содержание Дать представление о климатической системе, взаимоотношении глобального и локального климатов, процессами климатообразования, системами классификации климатов,крупномасштабных изменениях климата и современном потеплении климата. Знание состава и общих свойств атмосферы, радиационный режим атмосферы, тепловое состояние атмосферы и её взаимодействие с подстилающей поверхностью, трансформации воды в атмосфере, особенности движения воздуха в пограничное слое атмосферы, местные ветры. Умение показать сущность основных процессов преобразования солнечной радиации в атмосфере, теплового режима атмосферы, фазовых преобразований воды в атмосфере; иметь навыки в проведении инженерных расчетов с применением современных ПЭВМ Владение компетентностью при анализе основных физических процессов протекающих в атмосфере, в их тесном взаимодействии с земной поверхностью и околоземным пространством.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Физика
Цель - сформировать спосоность применения в профессиональной деятельности современные представления об основных закономерностях физических явлений. Дисциплина направлена на изучение: анализа и оценки характеристик физических процессов; применения законов физики при решении расчетных и качественных задач по геодезии, фотограмметрии, дистанционного зондирования Земли; методики применения законов физики при решении задач в землеустройстве.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Общая гидрология
Цель курса - ознакомить с системой основных научных знаний, методов исследований в области гидрологии,с общими методами гидрологических исследований, знать методы, формулы водного и теплового баланса водных объектов, определять основные характеристики стока рек, использовать формулы перехода от одних единиц к другим.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Гидрология рек
Цель дисциплины формирование представлений о гидрологических процессах и явлениях в реках и их бассейнах, методах гидролого-географического анализа. Дисциплина направлена на понимание закономерностей гидрологических процессов, происходящих в реках; роли рек в общем круговороте вещества и энергии, связи гидрологических процессов в реках с физико-географическими условиями речных бассейнов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Общая и речная гидравлика
Цель дисциплины формирование представлении о физике гидравлических явлений, основных законов покоя и движения воды в каналах, реках, трубопроводах, энергетического истолкования процессов, происходящих в открытых руслах. Дисциплина направлена на изучение: пропускную способность рек и каналов, определение основных размеров сечения каналов и гидросооружений, анализировать результаты расчетов для выбора и обоснования окончательных результатов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Гидрофизика
Цель курса - дать студентам знания в области физических свойств природных вод и физических процессов, протекающих в водных объектах суши. То есть: -понимать физическую природу гидрологических явлений и процессов, -владеть математические методы при анализе природных процессов в водных объектах и их взаимодействие с окружающей средой; -правильно выбирать методы исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Геоморфологические подходы к управлению речными бассейнами
Цель курса обучение студентов в теоретических и практических разработках в области речной геоморфологии и показать, как используются в управлении речными бассейнами по всему миру, улучшение возможностей трудоустройства студентов, желающих работать в водной промышленности. Этот модуль опирается на исследования и консультации, проведенные Исследовательской группой бассейна реки и гидрологии в IGES, UWA.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Современные методы статистической обработки гидрологической информации
Целью дисциплины является освоение теоретических и практических основ прикладного статистического анализа, ознакомление спецификой данных гидрологических наблюдений и гидрологической информации, основными методами статистической обработки гидрологической информации, применение практических навык обработки данных с помощью пакетов программ, изучение методов прикладного статистического анализа в решении конкретных задач.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Гидротехника и мелиорация
Цель дисциплины формирование представлении об основных видах гидротехнических сооружений (гидросооружений) различного назначения и конструкций, применяемых в водном хозяйстве, способностей выполнению расчетов устойчивости гидротехнических сооружений, определению толщины основного флютбета, фильтрации однородной плотины для проектирования и эксплуатации гидросистем и водообеспечние водохозяйственных отраслей.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Оценка антропогенных воздействий на речной сток
Цель дисциплины сформировать способность оценки значимых изменений характеристик стока на основе количественной оценки влияния хозяйственной деятельности для рационального и безопасного использования их в перспективе. Дисциплина направлена на выявление изменения стока рек в связи с хозяйственной деятельностью, изменения суммарного и многолетнего стока рек.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Влияние изменений климата на управление речными бассейнами
Представить влияние изменения климата на системы водных ресурсов, предоставляя студентам сведения об альтернативах адаптации к изменению климата. Междисциплинарный характер водных проблем потребует интеграции технических экономических, экологических, социальных аспектов для оценки воздействия и вариантов адаптации к изменению климата.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Водно-балансовые исследования
Цель дисциплины формирование знаний об основных закономерностях формирования элементов водного баланса. Дисциплина направлена на применение различных методик организации и проведения комплексных исследований изучения водного баланса речных водосборов, природных водных объектов. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: исследование и расчет основных элементов водного баланса, водный баланс поверхностных вод.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Гидрохимия
Цель курса - изучение вопросов в области химии поверхностных вод, теоретических основ гидрохимии, вопросов региональной, прикладной гидрохимии. Будут изучены: знание всех разделов гидрохимии, различие в методах исследования химических процессов и явлений на эмпирическом и теоретическом уровне, особенности химического состава и гидрохимического режима атмосферных осадков, речных, озерных, водохранилищных и подземных вод.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Интегрированное управление речными бассейнами и экологическая гидрология
Принципы интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР) передаются в соответствии с международными стандартами. Предложены соответствующие инструменты для выявления потенциальных угроз для водной среды и оценки эффективности мер по улучшению. Тематические исследования для применения ИУВР представлены и разработаны учащимися в упражнениях. Основные участники должны быть идентифицированы и рассмотрены в процессе решения.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Речные системы и глобальное изменение окружающей среды
Цель курса - ознакомление с факторами влияния глобальных процессов на речные системы и пути решения проблем. Конкретные ссылки подробно описаны для каждого набора лекционных тем в этом руководстве. Этот модуль и его оценки основаны на критическом чтении, и вы должны будете продемонстрировать доказательства на письменном экзамене.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Гидрологические расчеты
Цель дисциплины сформировать способность выполнять гидрологические расчеты и определять расчетных гидрологических характеристик стока, необходимых для обеспечения нужд строительного проектирования при создании объектов водопотребления и водопользования. Дисциплина направлена на изучение природных закономерностей и процессов формирования жидкого и твердого стока, существующих и перспективных методы гидрологических расчетов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Гидроэкология
Цель дисциплины сформировать способность изучения взаимосвязи между водными системами и окружающей средой на основе применения методов и технологий для сохранения и улучшения качества водных ресурсов и их экосистем. Изучаемые темы: качество водной среды, биоразнообразие, управление водными ресурсами, водные конфликты, экологическая безопасность, гидроэкологический мониторинг, экологическая экспертиза, антропогенное воздействие на гидросферу и здоровье человека.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Проблемы загрязнения основных трансграничных рек Казахстана
Обучение гидрологов, которые могут самостоятельно выполнять расчеты гидрохимических характеристик, смогут разработать новые методы определения вычисленного гидрохимического состава, провести оценку гидрохимических и экологических условий водных объектов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Расчет максимального стока
Цель дисциплины сформировать способность производить расчеты максимального и твердого стока, уровней воды для случаев наличия и отсутствия данных гидрометрических наблюдений, с учетом хозяйственного воздействия человека на различные стороны гидрологического процесса. Дисциплина направлена на проведение гидрологических и водохозяйственных расчетов для различных целей на основе широко используемых в практике методов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
ГИС в гидрологии
Цель курса - разработать информационныхе системы, базы данных цифровой картографической информации, выполнять геоинформационное картографирования, создавать электронных карты и другие картографические произведения, использовать существующие ГИС проекты в качестве информационного обеспечения научных исследований, использовать ГИС для обработки данных дистанционного зондирования и других геоизображений, выполнять автоматизированные гидрологические расчеты в среде ГИС.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Математическое моделирование стока и транспорта подземных вод
Этот курс фокусируется на предоставлении студенту широкой перспективы общих математических методов, используемых для решения практических задач потока подземных вод и массопереноса загрязняющих веществ в подземных водах путем решения общих уравнений потока и массового транспорта
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Горная гидрология
Цель дисциплины формирование представления о гидросфере – горной гидрологии, гляциологии, гидрофизике рек и озер. Дисциплина направлена на изучение методов исследований о режиме горных рек и ледникового стока, их ресурсов и состав, закономерностей пространственного и временного распределения, методов определения основных расчетных характеристик водных объектов горной территории.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Водоотведение и очистка сточных вод
Цель дисциплины сформировать представление о изучение сточных вод, состав физико-химических показателей, нормы и расходы водоотведения, оценка влияния сточных вод на состояние водных ресурсов территорий и нормирование качества воды водных объектов. Во время обучения приобретают навыки определять методов очистки сточных вод разного происхождения, методов утилизации осадков норм и расходов водоотведения.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Водное хозяйство и водохозяйственные расчеты
Цель - курса дать представление о водном хозяйстве и научить студентов выполнять водохозяйственные расчеты, результаты которых способствовали бы рациональному использованию водных ресурсов. Во время обучения приобретают навыки способностей рационального планирования и использования водных ресурсов путем выполнения водохозяйственных расчетов по регулированию стока и разработки схем комплексного использования водных ресурсов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Гидродинамические процессы Каспийского моря
Ознакомление задачами и этапами развития долгосрочных и межгодовых колебания уровня Каспийского моря, расчеты среднегодовых уровней воды Каспийского моря на основе данных наблюдений, построение и анализ разностно-интегральной кривой среднегодовых уровней моря, ознакомление основными принципами работы гидродинамической модели MIKE 21 и волновой спектральной модели SWAN.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Динамика русловых потоков и русловые процессы
Цель дисциплины формирование представлений о движении воды в жестких и деформируемых открытых руслах, типах русловых процессов и деформаций. Дисциплина направлена на знание кинематики и динамики русловых потоков, формирования и транспорта речных наносов, русловых процессов, методов анализа и расчета течений в речных руслах, движения и стока речных наносов, русловых деформаций.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Селеведениe
Цель дисциплины сформировать представление о селеформирующих факторах, методах определения расчетных характеристик селей и о методах их измерения. Дисциплина направлена на изучение природы селевых явлений, распространения селей, на выявление критериев селеопасности и селевого риска для составления пространственных и временных прогнозов и принятия решений по управлению селевыми рисками.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Гидрологические модели
Существует много вопросов, связанных с формированием водных ресурсов, на которые нельзя ответить без применения гидрологических моделей. Текущее изменение климата будет иметь последствия для доступности водных ресурсов в будущем. Поэтому будущие гидрологи должны иметь возможность моделировать ожидаемые сценарии в будущем, и это можно сделать только путем применения гидрологических моделей.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Гидрологические процессы
Студент понимает основные принципы гидрологии. Студент может количественно описать водный баланс и основные гидрологические процессы и через простой математический расчет.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Модели гидрологического прогнозирования
Цель дисциплины сформировать представление о моделировании природных процессов с помощью математических функций, калибровке гидрологической модели и преобразовании осадков в сток. Дисциплина направлена на изучение 1D и 2D-моделей расчета пространственных отношений для картирования рисков наводнений и интеграции гидрологических и метеорологических данных.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Опасные гидрологические явления
Цель дисциплины изучение природы, факторов формирования, методов прогноза и путей предотвращения опасных гидрологических явлений. Дисциплина представляет собой формирование знаний о видах наводнений, их классификации наводнений по повторяемости, рисках и ущербах от ОГЯ. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: наводнения; весенние половодья, заторно-зажорные явления; паводки, сели, лавины.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Моделирование гидрологических процессов в ГИС
Формирование у студента знаний в области моделирования гидрологических процессов, протекающих в водных объектах суши. Понимать физическую природу гидрологических явлений и процессов, уметь применять элементы математического аппарата и методы для расчета гидрологических процессов в водных объектах и их взаимодействие с окружающей средой, правильно выбирать необходимый набор гидрологических характеристик для построения моделей.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Гидрологические прогнозы
Цель дисциплины сформировать способность анализировать закономерности возникновения и развития гидрологических явлений. Дисциплина направлена на составление прогнозов расходов и уровней воды, ледовых явлений, максимальных расходов воды, меженного стока равнинных рек, на изучение теории формирования половодья, на определение потерь талых вод.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Работать в команде, применять свои знания в области естественных и социально-экономических наук, анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать полученные знания в различных видах профессиональной деятельности, иметь достаточную теоретическую подготовку для анализа социально-экономической ситуации стран и регионов
- Составлять качественный прогноз об ожидаемом стихийном гидрологическом явлении, о состоянии водных ресурсов, режиме и качестве вод природных и искусственных водоемов с оценкой их потенциала
- Использовать фундаментальные законы, теории физико-математических наук, а также методы физико-математического исследования в своей профессиональной деятельности для решения типовых задач различных областей физико-математических наук
- Решать вопросы по обеспечению качественного выполнения планов работы гидрологической сети и оформлению профессиональной информации, представляемую как специалистам, так и не специалистам
- Интегрировать полученные знания при анализе режима водных объектов, расчёте гидрологических характеристик, моделировании и прогнозировании гидрологических процессов с применением ГИС-технологий
- Обосновать задачи гидрологии в смежных науках о Земле, важность гидрометеорологической информации в различных областях хозяйственной деятельности при решении водохозяйственных мероприятий
- Объяснить закономерности процессов, происходящих в гидросфере на основе современных концепции развития гидрологической науки
- Производить основные виды полевых и экспедиционных водно-балансовых исследований, обработку полевых материалов, организацию водно-балансовых наблюдений
- Производить гидравлические расчеты для обоснования гидротехнических сооружений при проектировании и эксплуатации водохозяйственных объектов в соответствии с нормативными документами.
- Определять основные характеристики русловой турбулентности, механические и гидравлические свойства наносов и донных отложений, транспортирующей способности турбулентного потока для проектирования и безаварийной эксплуатации ГТС
- Использовать методы расчета речного стока в условиях наличия надежных материалов наблюдения и при их отсутствии для планирования хозяйственной деятельности, оценки водных ресурсов, обоснования водохозяйственной деятельности
- Оценить характеристики опасных гидрологических явлений на водных объектах с целью предупреждения их в будущем
Похожие ОП
6B05203 География
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
6B05203 Рекреационная география и туризм
Международный университет Астана (AIU)
6B05203 Ландшафтное проектирование
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)
6B05203 Прикладная геология
Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И.Сатпаева (Satbayev University)
6B05203 География
Атырауский университет имени Х.Досмухамедова (АтУ им. Досмухамедова)
6B05203 География и природопользование
Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева (СКУ им. Козыбаева)
6B05203 География
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)