6B01703 Русский язык и литература в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка учителей русского языка и литературы для общеобразовательных и средне-специальных учебных заведений.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Русский язык и Русская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
Дисциплины
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в литературоведение
Цель дисциплины сформировать способность применять основные теоретические понятия литературоведения, необходимые для изучения художественного творчества. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования особенностей построения и идейно-тематического содержания произведений художественной литературы. Дисциплина направлена на изучение особенностей содержания, построения художественных произведений, методов исследования творчества писателей, определения значения профессии литературоведа.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Предпринимательство
Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в языкознание
Цель дисциплины – ознакомить студентов с предметом и задачами науки о языке, структурой и основными направлениями современной лингвистики, основными разделами языкознания; сформировать представление о базовых лингвистических понятиях, об основной лингвистической терминологии; подготовить студентов к дальнейшему изучению дисциплин лингвистического цикла.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика
Цель: овладение знаниями теоретических основ дидактики и теории воспитания, целостного педагогического процесса, формирование способностей применения знаний на практике. Дисциплина направлена на изучение: понятийного аппарата, основных этапов развития педагогики как науки; методологических основ педагогики, теории ЦПП, дидактики школы, теории воспитания, сущности педагогической деятельности, организации целостного педагогического процесса, требований к уроку, основ педагогической деятельности, управления пед.системами.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Русская литература ХІ-XVIII в.
Дисциплина «Русская литература ХI-ХVШ вв.» обучает бакалавров начальному этапу истории русской литературы, её образно-художественным традициям, формирует навыки осознанно-аналитического прочтения художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры. Студенты изучают творчество крупнейших писателей средних веков и Просвещения, приёмы их литературного мастерства, обучаются принципам аналитической работы на основе современных научных методик.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Фонетическая система русского языка
Цель дисциплины сформировать способность описывать и применять на практике знания о звуковой системе, необходимые в дальнейшей педагогической деятельности. Учебный курс формирует целостное представление о фонетике и фонологии для звукового и фонематического анализа слова, соблюдения фонетических и орфоэпических норм. Дисциплина направлена на изучение: акустической, артикуляционной, перцептивной фонетики, современных тенденций развития языка.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Русское устное народное творчество
Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать фольклор как произведения устного искусства слова. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания природы фольклора, категорий и концепций фольклористики. Дисциплина направлена на изучение: системы жанров и поэтических связей с литературой, характеров и типов взаимосвязей устной и письменной культуры в историко-литературном контексте.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Теория и методика воспитательной работы
Цель дисциплины: сформировать у студентов знания о сущности процесса воспитания, его формах и методах, а также знакомство с современными концепциями и моделями воспитания, а также применять навыки для определения закономерностей и принципов процесса воспитания; анализировать эффективность методов воспитательного процесса; проектировать, планировать, организовывать работу по воспитанию и социализации обучающихся
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 3
-
Инклюзивное образование
Цель дисциплины: формирование системы научных представлений и профессиональной компетентности в реализации инклюзивной модели образования В результате освоения курса студенты будут способны: определять пути становления инклюзивного образования и его возможные модификации для обеспечения качества образования; осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; проектировать деятельность субъектов педагогического взаимодействия в процессе инклюзивного образования; разрабатывать рекомендации по вопросам реализации инклюзивного образования
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 3
-
Методика преподавания русского языка в условиях обновленной программы
Цель дисциплины – сформировать способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области методики преподавания русского языка; ориентироваться в структуре и содержании современных программ и учебников. Учебный курс формирует умения и навыки применения современных технологий в процессе обучения и воспитания для обоснования выбора методов, форм и средств обучения.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Русская литература ХІХ в. (І пол.)
Цель - сформировать способность объяснять и оценивать художественное своеобразие русской литературы первой половины XIX века. Учебный курс формирует навыки анализа и интерпретации произведения в контексте творчества писателя. Дисциплина направлена на изучение основных этапов развития литературы этого периода и поэтики отдельных писателей с целью применения полученных знаний на практике в школе.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Возрастная психология
Целью дисциплины является формирование способности ориентироваться в различных концепциях, теориях и парадигмах психологии, а также использование достижений современной психологии в профессиональной и социальной деятельности. Дисциплина направлена на освоение основ современной психологии, ее категориального аппарата, проблемного поля, теоретических и методологических основ.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Лексическая система русского языка
Цель дисциплины сформировать способность объяснять грамматические характеристики словоформ, чтобы осуществлять верный с нормативной точки зрения выбор лексических форм в процессе порождения устной/письменной речи. Учебный курс формирует навыки продуцирования и корректирования текстов разных стилей и жанров с учетом лексических норм русского языка. Дисциплина направлена на изучение основных категорий лексической подсистемы русского языка.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Oсновы изучения поэтики текста
Цель дисциплины сформировать способность формировать представления о частной поэтике как литературоведческой научной дисциплине; интерпретировать художественный текст, используя инновационные методы исследования; аргументировать результаты анализа и отстаивать свое мнение в ходе учебной дискуссии Дисциплина направлена на изучение текста как структуры, порождающей смыслы; авторской позиции в тексте и технологий интерпретации поэтики художественного текста.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Морфологическая система русского языка
Цель дисциплины сформировать способность объяснять грамматические характеристики словоформ, чтобы осуществлять верный с нормативной точки зрения выбор морфологических форм в процессе порождения устной/письменной речи. Учебный курс формирует навыки продуцирования и корректирования текстов разных стилей и жанров с учетом морфологических норм русского языка. Дисциплина направлена на изучение основных категорий морфологической подсистемы русского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Русская литература ХІХ в. (ІІ пол.)
Цель дисциплины выявить основные тенденции развития русской литературы второй половины ХIХ в., установить характер взаимовлияния различных художественно-эстетических систем. Учебный курс формирует необходимое для преподавателя русской литературы умение соотносить индивидуально-художественные системы с содержанием эпохи и мировоззрением писателя. Дисциплина направлена на изучение: художественной специфики основных литературных явлений и фактов данного периода.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Методика преподавания русской литературы в условиях обновленной программы
Цель дисциплины – сформировать способность описывать и применять технологии и методики преподавания русской литературы в условиях обновленной программы. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы и методы преподавания литературы в условиях обновленной программы. Дисциплина направлена на изучение основ методологии и принципов обновления преподавания русской литературы, на систематизацию и классификацию методов исследования модернизации обучения.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Основы орфографии и пунктуации в школе
Сформировать способность объяснять и соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания истории и современных тенденций в развитии пунктуационных норм для использования в практике преподавания русского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Поэтика казахской литературы
Дисциплина направлена на исследование основных теоретических и практических аспектов поэтики казахской литературы в контексте культурного и литературного развития Казахстана. Предполагается изучение исторических факторов и событий, которые оказали влияние на развитие литературы в Казахстане, анализ литературных течений в казахской литературе и их представителей, анализ произведений с точки зрения их структуры, смысла и стилистики.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Прагматический аспект русского языка
Цель дисциплины – сформировать способность рассматривать прагматику в парадигме современной лингвистики. На основе интеллект-карты учебного курса студенты способны дать философское обоснование основным идеям и проследить динамику формирования концептуального ядра науки. Конверсационный анализ позволяет студентам распознавать намерение в соотнесенности с типами речевых актов, стратегией языкового выражения, которая определяется условиями общения.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Русская литература ХХ в. (І пол.)
Целью дисциплины является формирование способности описывать и оценивать философские, историософские и эстетические концепции русской литературы первой половины ХХ века для анализа логики национального историко-литературного процесса и социокультурного контекста литературного движения изучаемого периода. Дисциплина направлена на изучение творчества наиболее выдающихся писателей этого времени, многообразия индивидуально-писательских стилей, своеобразия художественных традиций.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Зарубежная литература античности, средних веков и эпохи Возрождения
Цель дисциплины - сформировать способность определять характерные особенности зарубежной литературы античности, средних веков и эпохи Возрождения, ее влияние на формирование мировоззренческой, художественной, национальной специфики дальнейшего развития литературы и культур. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы овладения литературоведческим анализом на проблемно-тематическом и структурно-композиционном уровнях, способствует развитию навыков работы с исследовательской литературой.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Фразеология русского языка
При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: типы фразеологических единиц русского языка; стилистические особенности русских фразеологизмов; синонимические, омонимические, антонимические отношения между фразеологизмами; научатся использовать фразеологизмы в текстах разных стилей и жанров.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Орфоэпические нормы русского литературного языка
Цель дисциплины сформировать способность анализировать и оценивать речь с точки зрения её нормативности. Учебный курс формирует целостное представление об орфоэпии, «произносительных нормах», «вариантности» для формирования правильного литературного произношения, необходимого для преподавателя русского языка. Дисциплина направлена на изучение: правил произношения отдельных звуков, их сочетаний некоторых грамматических форм и заимствованных слов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Практическая стилистика
Цель дисциплины сформировать способность оценивать, отбирать языковые средства в зависимости от условий общения. Учебный курс формирует системное представление о стилях речи, стилистической дифференциации лексических и грамматических средств для повышения уровня владения нормами языка, необходимыми в педагогической деятельности. Дисциплина направлена на изучение стилевых норм, функциональных и экспрессивных возможностей единиц языка.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Русская литературная критика
Цель дисциплины сформировать способность проведения анализа различных критических концепций и их оценки для самостоятельной интерпретации крупнейших литературных произведений. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания русской литературной критики как синтеза научно-философской и художественной мысли, науки и публицистики с целью использования полученных знаний в практике преподавания русской литературы.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Синтаксическая система русского языка
Цель дисциплины – сформировать способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области синтаксической науки. Учебный курс формирует теоретико-методологическую базу изучения основных единиц синтаксиса для анализа и оценки с точки зрения нормативности их употребления при преподавании русского языка в школе.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Литература народов Центральной Азии
Настоящий курс начинается с обзора древней литературы народов Центральной Азии. Основным материалом этой части курса являются священные книги зороастризма "Авеста" и древние памятники тюркоязычной литературы, раннеклассические произведения тюркоязычной литературы. Классический период развития литератур Центральной Азии, представленный творчеством выдающихся писателей, классиков Востока Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Хафиза характерен выдвижением общечеловеческих гуманистических идей.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Русская литература ХХ в. (ІІ пол.)
Цель дисциплины - раскрыть закономерности ведущих тенденций развития русской литературы второй половины ХХ века как периода сложного взаимодействия различных художественных направлений и течений эпохи. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания природы появления новых жанров и направлений в свете требований к преподаванию русской литературы.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Этимология русского языка
При изучении дисциплины обучающиеся будут изучать следующие аспекты: историю формирования этимологии как науки; генетическую характеристику русской лексики; разряды исконно русской лексики; заимствования из славянских и неславянских языков; причины заимствования слов; функционально-стилистическую роль заимствований в лексико-семантической системе русского языка.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Словообразовательная система русского языка
Цель дисциплины сформировать способность правильно образовывать производные слова в процессе порождения устной/письменной речи. Учебный курс формирует навыки продуцирования и корректирования текстов разных стилей и жанров с учетом словообразовательных норм русского языка, понимания процесса образования производных слов. Дисциплина направлена на изучение основных категорий словообразовательной подсистемы русского языка.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Образовательные платформы и методика дистанционного обучения в филологии
Цель дисциплины сформировать способность описывать современные информационно-образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы в школе. Учебный курс формирует понимание методического потенциала информационных технологий в системе предметно-ориентированного креативного обучения языку и литературе. Дисциплина направлена на изучение: интенсификации учебного процесса и мотивации обучающихся с помощью интернет-ресурсов, мульти-медийных пособий, электронных тренажеров.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Практический курс русского языка
Цель дисциплины сформировать способность выделять и определять единицы языковой системы, выявлять в них общее и различное для того, чтобы проводить различные виды анализа: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Дисциплина направлена на установление связи между классификационно-таксономическим подходом и оптимизационным подходом, лежащим в основе теоретического обеспечения прикладных задач.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Культура речи
Цель дисциплины сформировать способность описывать и оценивать языковые единицы русского языка с позиции культуры речи. Учебный курс формирует научно-теоретическую основу для исследования литературно-нормированного языка и отклонений от нормы. Дисциплина направлена на изучение: основ и принципов этики и эстетики речевого поведения, определение основных типов нарушений в системе языка для их устранения.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Зарубежная литература ХХ в.
Цель дисциплины сформировать способность и готовность оценивать зарубежную литературу ХХ в. во всем многообразии ее литературных направлений и течений, способность вести диалог по эстетическим и культурологическим проблемам эпохи. Учебный курс формирует умение определять, систематизировать и анализировать ведущие тенденции зарубежного литературного процесса в его взаимодействии с русской литературой данной эпохи
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Зарубежная литература XIX в.
Цель дисциплины сформировать способность определять и оценивать зарубежный литературный процесс ХIХ в. в свете взаимодействия его основных литературных направлений (романтизма и реализма). Учебный курс формирует умение определять идейно-эстетические принципы творчества ведущих представителей зарубежной литературы и их влияние на русскую литературу. Дисциплина направлена на изучение: индивидуальных художественных систем зарубежных авторов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Технологии критериального оценивания
Цель дисциплины: формирование когнитивных и функциональных компетенций критериального оценивания учебных достижений. В результате освоения курса студенты будут способны: определять функции и структуру оценочной деятельности; выбирать и применять методы оценивания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; анализировать психолого-педагогические основы организации критериального оценивания; разрабатывать и использовать рубрикаторы для объективного оценивания учащихся; диагностировать, проектировать и прогнозировать результаты критериального оценивания в педагогическом процессе.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Зарубежная литература XVII-XVIII вв.
Цель дисциплины - сформировать способность определять характерные особенности зарубежной литературы XVII - XVIII вв, ее роль и место в мировом литературном процессе. Учебный курс формирует теоретико-методологические основы овладения литературоведческим анализом на проблемно-тематическом и структурно-композиционном уровнях, способствует развитию навыков работы с учебными пособиями, словарями, научными статьями, интерпретации художественных текстов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Сформировать мировоззренческую базу для овладения специальностью на основе знаний экологии, истории развития философской мысли, основ финансовой грамотности, научных исследований, деловых, культурно-правовых и этических норм казахстанского общества.
- Описывать содержание и закономерности развития литературы, эстетические законы и формы художественного сознания, отображенные в произведениях литературы, своеобразие творчества ведущих писателей, их вклад в мировую словесность, основные стадии литературного процесса классического и Нового времени.
- Объяснять языковые факты с позиций исторического развития языка, нормы современного литературного языка, тактики речевого поведения с позиций стилистических особенностей и семантико-прагматической направленности, современные лингвистические знания науки о языке.
- Составлять планы уроков с учетом особенностей и потребностей обучающихся по русскому языку и литературе в школе на основе знания нормативно-правовых актов в области образования, педагогики, методик и технологий преподавания и оценивания.
- Проводить уроки по русскому языку и литературе, учитывая особенности и потребности учащихся, применяя соответствующие методики преподавания, принципов инклюзивного образования.
- Осуществлять мониторинг прогресса обучающихся, постановку целей и планирование последующих уроков используя знания о правилах проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
- Проектировать воспитательную работу, развивающую эмоционально-ценностную сферу обучающегося (культуру переживаний и ценностные ориентации) на основе методики воспитательной работы, современных концепций воспитания.
- Выполнять источниковедческий анализ языковых фактов используя современные лингвистические методы и приемы в научных исследованиях языка и речи (анализ историко-культурной информации, конверсационный анализ, компонентный анализ, анализ логических отношений между предложениями).
- Владеть современным исследовательским инструментарием и различными способами трансляции знаний основных концепций литературоведения, методологией комплексного анализа литературных произведений с позиций идейно-тематического содержания, жанровых особенностей, сюжетно-композиционных особенностей, стиля и поэтики.
- Распространять филологические знания в воспитательной работе с обучающимися, а также в проектах, связанных с поддержанием речевой культуры населения с учетом концепции трехъязычия.
- Выстраивать конструктивный диалог с обучающимися, их родителями, коллегами, государственными органами на государственном и русском языках.
- Определять собственные потребности в улучшении практики преподавания, приобретая новые знания в области языкознания и литературоведения, чтобы выстроить траекторию личностного развития.
Похожие ОП
6B01703 Русский язык и литература
Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова (ЗКГУ им. М. Утемисова)
6B01703 Русский язык и литература
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
6B01703 Русский язык и литература
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)
6B01703 Русский язык и литература
Казахский национальный женский педагогический университет (КазНЖПУ, QYZPU)
6B01703 Русский язык и литература
Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова (Yessenov University)
6B01703 Русский язык и литература
Шымкентский университет (ШУ)
6B01703 Русский язык и литература
Университет имени Шакарима города Семей (ГУ им. Шакарима)
6B01703 Русский язык и литература
Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова (ЖУ им. Жансугурова)
6B01703 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения
Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (ЗКИТУ)