Действующая образовательная программа

6B05201 Геоэкология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в области охраны окружающей среды, способного: - понимать условия функционирования природных геосистем в условиях различных видов антропогенного воздействия; - использовать современные методы анализа и контроля параметров окружающей среды; - собирать в полевых условиях аналитический материал и обрабатывать результаты полевых исследований; - оценивать состояние окружающей среды с помощью современных инструментальных методов; - разрабатывать природоохранные мероприятия для различных отраслей экономики.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B051 Окружающая среда
  • Предметы на ЕНТ Биология и География
  • Направление подготовки 6B052 Окружающая среда

Дисциплины

  • Общее землеведение

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать географическую оболочку, ее структуру и пространственную дифференциацию и оценить основные географические закономерности. Курс ориентирован на изучение географической оболочки, ее структуры и пространственной дифференциации, основных географических закономерностей, законы эволюции, целостности, круговоротов вещества и энергии, основные теории эволюции Вселенной и Земли. Студент будет способен представлять фундаментальные знания о функционировании природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством; сравнивать эволюцию атмосферы, гидросферы, биосферы и восстановить эволюцию географической оболочки; анализировать фундаментальные основы функционирования географической оболочки и её компонентов и графически представить процессы и явления, происходящие на планете;строить и анализировать физико-географический профиль, занимаемых географическими поясами составлять характеристики географических поясов на основе анализа картограмм.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основы топографии

    Цель дисциплины сформировать способность понимать теорию карты как инструмента познания окружающего мира, принципы и методы её построения. Дисциплина направлена на формирование представлений о Земле, как небесном теле; системе координат, методах создания топографических карт и их использовании в научных и практических исследованиях. Курс формирует базовые знания о содержании топографических карт и имеет межпредметные связи с картографией, гидрографией. Студент будет способен обосновать и объяснить теорию земного эллипсоида и фигуры Земли; определять координатные системы, существующие на земной поверхности; оперировать навыками составления карт; оценить качество картографических источников, положенных в основу составления топографических карт; осуществлять осуществлять выбор способов изображения для составления карт; сформировать представление в целом о топографических картах как источников получения картографической информации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Предпринимательство

    Цель дисциплины: формирование у студентов представления об инновации в предпринимательской деятельности, об основных видах инновации, проблемах и методах разработки инновационных проектов в контексте будущей профессиональной деятельности. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: основные виды предпринимательской деятельности и инноваций, различие между бизнесом и предпринимательской деятельностью, основные теорий предпринимательства, правила разработки бизнес идеи; правила разработки бизнес-плана, основные фазы инновационной деятельности; основные субъекты инновационной и предпринимательской деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Инклюзивное образование

    Цель курса – сформировать способность применять современные стратегии и методы инклюзивного образования. Курс направлен на знакомство с концепциями, теориями инклюзивного образования, формированием умений и навыков проектирования и осуществления педагогического процесса учащихся с особыми потребностями. Специалист будет способен создавать оптимальные условия образовательной интеграции в условиях массовой школы; организовывать педагогическую поддержку субъектов образовательной интеграции; применять стратегии и методы инклюзивного образования, организовывать педагогическую поддержку субъектов образовательной интеграции; создавать оптимальные условия образовательной интеграции в условиях массовой школы; контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими особые образовательные потребности и их родителями; анализировать и оценивать педагогический процесс для детей с особыми образовательными потребностями.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель дисциплины: сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов природного, техногенного и социального характера, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - обосновать опасные и вредные факторы среды обитания человека; - анализировать условия сохранения экологического равновесия и обеспечения экологической безопасности окружающей среды; - оценивать пути снижения антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата и разрушению озонового слоя земли, сохранения биоразнообразия и предотвращения опустынивания и деградации земель; - организовывать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера; - использовать законодательные и правовые основы в области обеспечения безопасности и охраны окружающей среды в практической деятельности; - прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия, принимать решение о выборе основных способов, средств и методов индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: глобальные экологические проблемамы современности, причины, этапы их становления и последствия, устойчивое развитие природы и общества, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и его роль в деле предотвращения экологического кризиса и обеспечения устойчивого развития человечества.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Направить внимание студентов на проблемы формирования антикоррупционной культуры. Обьяснить студентам основные положения антикоррупционного законодательства. Ознакомить их с содержанием национального плана противодействия коррупции. Обучить их навыкам преодоления коррупции. В ходе изучения курса сформировать у студентов способности: - обосновать и объяснить антикоррупционную политику Республики Казахстан, - определить формы и методы проявления коррупции в различных сферах жизнедеятельности, - оперировать юридическими понятиями и категориями, связанными с правовым регулированием антикоррупционной деятельности, - оценить коррупциогенные ситуации для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами, - осуществлять приемы противодействия коррупционному поведению, - сформировать правовое антикоррупционное мышление и сознание. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: нормативно-правовой базы по противодействию коррупции как основного регулятора антикоррупционной политики, раскрывает понятие и сущность коррупции, определяет правовые основы противодействия коррупции, стандарты антикоррупционного поведения. Дисциплина прикладного характера, имеет межпредметные связи с уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским, административным правом.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Дисциплина посвящена изложению основных философских и научных взглядов Абу Насра аль-Фараби. В процессе изучения рассматриваются особенности философии аль-Фараби и ее значение для современности, затрагивается вопрос о сущности научно-инновационного проекта «Аl Farabi university smart city» и его роли в формировании смарт-общества в Казахстане. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: жизнь и творчество аль-Фараби, отношение аль-Фараби к религии, учение о познании аль-Фараби, логика аль-Фараби, учение о бытии аль-Фараби, философия языка аль-Фараби, натурфилософия аль-Фараби и современная наука, философия искусства аль-Фараби, социально-этические взгляды аль-Фараби, добродетельный город как модель Al-Farabi university Smart-city.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Геохимия ландшафтов

    Цель курса – сформировать способность анализировать геохимические процессы, протекающие в современных ландшафтах, и закономерности перемещения и накопления химических элементов в природных и техногенных системах. Курс направлен на понимание сложнейших биологических, физико-химических и техногенных процессов, протекающих в ландшафтах Земли, факторов формирования геохимических и элементарных ландшафтов и взаимосвязей свойств, процессов и явлений. Студент будет способен обосновать и объяснить закономерности миграции химических элементов в географической оболочке в зависимости от внутренних и внешних факторов; определить методы расчета основных балансов вещества и энергии в геосистемах при решении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, для прогнозирования развития экологических ситуаций; оценить по объективным параметрам состояние геохимии биосферы и ее влияние на состояние окружающей среды.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Высшая математика

    Цель дисциплины: формирование знаний основных положений математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, применение алгоритмических навыков при решении формализованных задач, использование математических методов исследования функциональных систем, необходимых для освоения базовых и профилирующих дисциплин. В ходе изучения курса формировать способность: объяснять основные фундаментальные понятия высшей математики, а именно: определения, теоремы, правила, методы и формулы линейной алгебры, аналитическую геометрию и векторную алгебру, теорию пределов и основу исчисления, интегральную теорию, теорию функций нескольких переменных, обыкновенные дифференциальные уравнения и применять математический аппарат к решению типовых задач экологии. Курс рассматривает: основы математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, изучение математических методов исследования функциональных систем применимых в экологии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Биогеография

    Цель курса – сформировать способность оценить географическое распространение живых организмов и их сообществ и анализировать их структуру на планете и в отдельных ее регионах. Курс формирует понимание закономерностей распределения организмов на Земле в пространственном и временном аспекте и направлен на формирование знаний о влиянии окружающей среды на пространственную дифференциацию организмов. Студент будет способен изучить основы хорологии (учения об ареале) и закономерности современного географического распространения основных групп живых организмов; рассмотреть основные причины, обусловившие динамику ареалов и изменение состава живых организмов;рассмотреть флористическое и фаунистическое районирование суши, дать характеристику фаунистических и флористических областей;изучить состав, структуру и охарактеризовать особенности фаунистических и флористических элементов представленных на территории Казахстана; прогнозировать последствия вмешательства человека в биосферу.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Физика

    Цель дисциплины – формирование способности понимать современную физическую картину мира, использовать фундаментальные законы, теории классической и современной физики, методы физического исследования, решать типовые задачи. В курсе изучаются физические явления и законы физики, границы их применимости в важнейших практических приложениях. Курс формирует навыки моделирования физических ситуаций с использованием компьютера. Студент будет способен использовать фундаментальные законы, теории классической и современной физики; знать физические исследования в своей профессиональной деятельности;решать типовые задачи дисциплины из различных областей физики; решать профессиональные задачи; оценить степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или теоретических методов исследования; владеть навыками моделирования физических ситуации с использованием компьютера.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Геоэкологическое картографирование

    Цель курса – сформировать способность применять картографический метод исследования в изучении состояния окружающей среды и понимать основы геоэкологического картографирования, методы создания карт и их применение в управлении природопользованием. Курс направлен на разработку различных видов геоэкологических карт, описывающих современное состояние окружающей среды, использования природных ресурсов, процессы переноса загрязнений. Студент будет способен понимать и применять типовые правила и способы обработки данных для создания геоэкологических карт; применять современные источники и методы сбора и анализа пространственных, статистических и данных для геоэкологического картографирования; использовать программные средства для получения, хранения, переработки информации при создании геоэкологических карт;формулировать требования к информационному, техническому и программному обеспечению геоэкологического картографирования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Почвоведение

    Цель курса – формирование знаний о почве, ее образовании, свойствах, развитии и эволюции, закономерностях географического распространения и взаимосвязях с растительным покровом. Курс направлен на изучение происхождения, развития, строения, состава, свойств, режимов, плодородия, распространения почв. Курс формирует способности определять состав, свойства и режимы почвы. Студент будет способен разрабатывать мероприятия по охране и рациональному использованию почв; описывать морфологическое строение почвенного профиля и структуру почвенного покрова с определением типов почв по диагностическим признакам и по принятой классификации и номенклатуре; выявлять особенности почвенного покрова по регионам Казахстана, используя механизм формирования почв в зависимости от взаимодействия факторов почвообразования; обосновывать взаимовлияние экологических факторов на процессы почвообразования и формирование плодородия по природно-климатическим зонам.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Учение об окружающей среде

    Цель курса – формирование у студентов знаний об экологическом состоянии атмосферы, гидросферы, почвы и методах получения информации о состоянии природной среды, о ее роли в современном и будущем состоянии биосферы. Дисциплина формирует знания о строении земных оболочек и геологических особенностях Земли, основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности. Студент будет способен описывать современные представления об экологическом состоянии атмосферы, гидросферы, почвы и сохранение устойчивого состояния биосферы; оценивать главенствующую роль окружающей среды в современном и будущем состоянии биосферы;использовать полученные знания в практической деятельности для сохранения устойчивого развития биосферы; анализировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования; критически оценивать информацию о загрязнении окружающей среды.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Геофизика ландшафтов

    Цель курса – сформировать способность описывать и оценивать геофизические основы функционирования ландшафтов и продуцирования органического вещества в геосистемах. Курс формирует основу для изучения физических особенностей природных и антропогенных объектов. Курс направлен на изучение основных физических свойств ландшафтов, физических законов и закономерностей, объясняющих эти свойства, геофизических процессов протекающих в современных ландшафтах. Студент будет способен обосновать и объяснить происхождение и проявления антропогенного фактора в тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях; определить формы и методы обработки, анализа, обобщения и корреляции данных полевых геофизических исследований; оперировать фундаментальными законами физики для описания физических процессов в геосистемах и отдельных природно-территориальных комплексах и влияние на них деятельности человека; оценить различные физические процессы и явления в окружающем мире.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • ГИС-технологии в геоэкологии

    Цель дисциплины – сформировать способность применять современные ГИС при оценке, моделировании и прогнозировании экологического состояния и качества базовых компонентов природных, агро и урбоэкосистем. Курс направлен на овладение современными методами ГИС технологий, приобретение практических навыков и компетенций в сфере геоинформационного моделирования и оценки функционально-экологического качества базовых компонентов окружающей среды; использовать программные средства для получения, хранения, переработки информации при создании геоэкологических карт; формулировать требования к информационному, техническому и программному обеспечению геоэкологического картографирования; выбирать и использовать необходимые элементы ГИС, средства, методы и структуры, типовые правила и способы обработки данных, применяемые для создания геоэкологических карт; сопоставлять исходные картографические и иные материалы и оценивать готовые карты.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Основы геологии и гидрогеологии

    Цель курса – сформировать способность понимать основы формирования геологической среды, анализировать использование и охрану подземных вод, оценивать функционирование динамической системы горные породы–подземные воды–антропогенные сооружения. Курс направлен на формирование навыков чтения и построения графических материалов инженерно-геологических и гидрогеологических исследований, оценки качества и полноты геологической и гидрогеологической информации для оценки антропогенеза. Студент будет способен объяснить особенности геологического строения земной коры; изменения гидрогеохимической обстановки при антропогенном воздействии на окружающую среду; оценить качество подземных вод на основе их генетической классификации; определить методы оценки свойств горных пород; осуществлять областей техногенного влияния на горные породы и подземные воды.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Общая гидрология

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать состав и свойства гидросферы, водные ресурсы планеты и отдельных ее частей, использование человеком водных ресурсов. Дисциплина представляет собой понимание процессов и закономерностей, происходящих в объектах гидросферы. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: гидрологию морей, озер, рек, ледников, подземных вод и болот; понимать закономерности процессов формирования поверхностного стока, водного баланса Земли, суши и речного бассейна, физико-химические свойства воды, географическую (гидрологическую) номенклатуру. Студент будет способен перечислить основные водные объекты, их специфику и понимать значимость гидрологических ресурсов и их использование; определять морфометрические характеристики бассейна реки, расход воды, источники питания за половодье и выделять фазы водного режима; рассчитывать основные гидрологические характеристики годового стока, его внутригодового распределения, показатели гидрологического режима водотоков.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Основы токсикологии и экологического нормирования

    Цель курса – сформировать способность определять токсичность химических соединений и их нормы. Курс формирует основы для понимания путей проникновения вредных веществ в организм, их токсикологических характеристик, последствий воздействия и установления экологических нормативов. Курс направлен на изучение разнообразия, структуры и действия вредных веществ на живые организмы и нормирование их в окружающей среде. Студент будет способен идентифицировать основные группы загрязнителей и понимть пути их миграции, трансформации, накопления в экосистемах, проникновения и выведения из живого организма; определять степень опасности и токсичности вредного вещества при попадании в окружающую среду и живые организмы и возможные последствия их воздействий, процессы метаболизма в живых организмах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды

    Цель курса – сформировать способность интерпретировать основных законодательно-правовые инормативные документовв области охраны окружающей среды. Курс формирует методологические основы использования законодательной базы в области охраны окружающей среды в конкретных жизненных ситуациях. Курс направлен на изучение нормативно-правовых актов Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и их практическое применение; демонстрировать полученные знания об эколого-правовых отношениях в РК. Студент будет способен понимать природоохранную политику Республики Казахстан; освоить элементы правовой системы контроля над природопользованием и охраной окружающей среды; оценивать законодательные предписания природоохранного законодательства, контролировать их выполнение; применять эколого-правовые навыки для решения региональных проблем в области природопользования и охраны окружающей среды.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Экология сельского хозяйства

    Цель дисциплины – сформировать способность оценить возможности почвы, растений и животных при производстве сельскохозяйственной продукции. Курс формирует навыки обоснования способов и приёмов рекультивации и реабилитации загрязнённых территорий, направлений использования почв в адаптивно-ландшафтной системе земледелия, анализа природоохранных решений для возвращения земель в сельскохозяйственное пользование, проведения экологической экспертизы проектов сельскохозяйственного землепользования. В курсе изучаются описание сущности формирования биогеохимических циклов в естественных экосистемах и агроэкосистемах;обоснование способа и приёма рекультивации и реабилитации техногенно-загрязнённых территорий; анализ правильности природоохранных решений с целью возвращения земель в сельскохозяйственное пользование для производства экологически безопасной продукции; проведение экологической экспертизы проектов сельскохозяйственного землепользования; оценка уровня плодородия, обоснование направления использования почв в адаптивно-ландшафтной системе земледелия.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Агрохимия

    Цель курса – формирование способности улучшения плодородия почвы и качества растениеводческой продукции для получения высокого урожая. Курс формирует основу для понимания взаимодействия растений, почвы и удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур, рационального применения удобрений. Дисциплина изучает взаимоотношения между растениями, почвой, удобрениями в круговороте веществ в земледелии и влияние на них химических препаратов. Студент будет способен усвоить особенности химического состава важнейших сельскохозяйственных культур и его влияние на качество продукции; определять агрохимические свойства почв и приемы повышения почвенного плодородия; оценивать состав, свойства, поведение в почве и особенности эффективного применения минеральных и органических удобрений; выполять агрохимические анализы растений, почв и удобрений, правильно использовать в практической деятельности материалы агрохимического и радиологического обследование почв.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Экология техносферы

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать взаимодействие объектов техносферы с человеком, техногенной и природной средой. Курс формирует основу для понимания особенностей становления техносферы, ее свойств, взаимодействия ее объектов между собой, со средой обитания и человеком. Курс направлен на изучение методов и способов рационального использования природных и вторичных ресурсов. Студент будет способен анализировать взаимодействие человека и его деятельности со средой обитания и описать факторы, определяющие устойчивость биосферы; идентифицировать факторы и опасности среды обитания (виды, классификацию, поля действия, источники возникновения, теорию защиты);применять нормативно-техническую базу в области техносферной безопасности; оценить антропогенное воздействие на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; использовать методы оценки экологической ситуации и обеспечения безопасности среды обитания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Законодательство РК в области ООС

    Цель курса – сформировать способность интерпретировать основные правовые нормы, регулирующие экологические отношения в Республике Казахстан и юридически грамотно решать проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Курс формирует навыки юридического разрешения вопросов в области охраны окружающей среды. Курс знакомит студентов с правами и обязанностями граждан и юридических лиц в области охраны окружающей сред; демонстрировать полученные знания об основных понятиях, используемых в эколого-правовых отношениях, о системе экологического законодательства РК, его принципах и структуре. Студент будет способен понимать основное содержание понятий и категорий, используемых в эколого-правовых отношениях; анализировать проблемные ситуации в области природопользования с правовой точки зрения; оценивать юридически значимые обстоятельства и классифицировать юридические факты природоохранного законодательства.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Экологические нормативы природопользования

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать принципы установления экологических нормативов, применять экологические нормативы, оценивать качество компонентов окружающей среды в соответствии с экологическими нормативами. Курс направлен на изучение групп экологических нормативов и обоснование их применения, установление отличий нормативов качества, нормативов эмиссий и комплексных нормативов, анализ порядка разработки экологических нормативов. Студент будет способен понимать принципы установления экологических нормативов;обосновать применение экологических нормативов; примененять нормативы в области охраны окружающей среды в профессиональной деятельности;различать группы экологических нормативов: нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и комплексных нормативы; анализировать порядок разработки экологических нормативов;оценивать качество компонентов окружающей среды в соответствии с экологическими нормативами.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Геоэкология

    Цель курса – сформировать способность понимать закономерности развития географической оболочки Земли, специфику региональных и локальных территорий; анализировать механизмы для определения путей решения геоэкологических проблем. Курс формирует основу для изучения изменений географической среды в результате ее естественного развития и антропогенного воздействия. Курс направлен на формирование представлений проявлений региональных и локальных геоэкологических проблем. Студент будет способен обосновать междисциплинарность геоэкологии для интеграции геосфер и социальной сферы; объяснить геоэкологические аспекты природно-техногенных геосистем; оценить устойчивость геосистем воздействием экологических факторов; прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф типизацией техногенных воздействий на атмосферу, литосферу, гидросферу, педосферу; установить взаимосвязи климатических факторов и показателей развития общественного производства.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Адаптивно-ландшафтное земледелие

    Цель курса – сформировать способность обосновать экологическую систему земледелия как базовую составляющую агропромышленного комплекса. Курс направлен на познание основ адаптивно-ландшафтной системы земледелия, имеющий современный подход к агроэкологическим анализам территории и практическим внедрениям новейших технологий земледелия. Курс формирует основу для изучения ландшафтного районирования, различных типов агроландшафтов (лесолуговой, мелиоративно-ирригационный, противодефляционный); обосновать и объяснять экологическую основу адаптивно-ландшафтной системы земледелия. Студент будет способен определить типы агроландшафтов и адаптированные к ним формы и методы составления проекта адаптивно-ландшафтного земледелия; оперировать полученными результатами межпредметных дисциплин для подбора современных агротехнических приёмов к определённым типам агроланшафтов; освоить методы составления тематических карт с использованием ГИС технологий, обобщить полученные результаты и составить ландшафтные карты территории.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Геоурбанистика

    Цель дисциплины – сформировать способность описывать и анализировать проблемы взаимодействия мест расселения с окружающей природной средой. Курс формирует основы понимания взаимодействия искусственной и природной сред на территориях городов,процессов урбанизации, этапов развития городских систем. Курс направлен на формирование представления о динамике и закономерностях процессов урбанизации, пространственной организации и функционировании городских систем. Студент будет способен обосновать пространственные закономерности урбанизации через основные этапы эволюции городских систем; оценить роль городов в организации пространства, их структуры и динамики развития; определить основные экологические проблемы в городской среде; осуществлять методические подходы к исследованию социально-экономико-экологического комплекса города; сформировать свою точку зрения по вопросам изменения качества природной среды и учета геоэкологических свойств региона при проектировании районной планировки.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Экологический менеджмент

    Цель дисциплины – сформировать способность анализировать экологическую деятельность предприятия, внедрять системы ЭМ и оценивать их эффективность, разрабатывать и принимать управленческие решения. Курс формирует способности для оценки экологического жизненного цикла продукции, реализации и внедрения систем ЭМ на базе международных стандартов ИСО 14000. Курс направлен на изучение теоретических основ и современных технологий ЭМ. Студент будет способен обосновать экологическую политику и планирование экологической деятельности предприятия; применять требования стандарта ISO 14001 к системам экологического менеджмента, законодательную базу, регулирующую деятельность в области экологического менеджмента; анализировать экологическую деятельность предприятия для принятия решения по выводу его экологически кризисной обстановки; разрабатывать критерии и программы аудита систем экологического менеджмента.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Эколого-экономические основы производства

    Цель курса – сформировать способность экономически оценивать экологическую деятельность предприятий, рассчитывать платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды. Курс направлен на изучение экономических основ рационального природопользования, административных и экономических механизмов регулирования природопользования, обоснование применение в РК основных нормативно-правовых актов, регулирующих использование природных ресурсов, организацию систем экологического менеджмента предприятия. Студент будет способен описывать технологические процессы и определять основные параметры традиционных и новейших технологий различных отраслей экономической деятельности, их влияние на эколого-экономические показатели производства; определять взаимосвязь между технологиями производства и факторами его размещения, между параметрами производства и антропогенными изменениями природной среды; определять факторы размещения производства по его технико-экономическим и экологическим показателям.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Экология недропользования

    Цель дисциплины – сформировать способность анализировать экологические функции литосферы,требованиях в области рационального и комплексного использования недр, правовые и экономические механизмы управления недропользованием. Курс направлен на формирование методологических основ понимания принципов недропользования в соответствии с законодательством РК, системы государственного регулирования недропользования. Курс формирует навыки разработки природоохранных мероприятий добывающих предприятий. Студент будет способен объяснять основные понятия и принципы недропользования в соответствии с законодательством РК; анализировать системы государственного регулирования недропользования РК и систему платежей за пользование недрами РК;применять нормативно-правовую базу в сфере устойчивого недропользования; оценить состояние недропользования в экономике РК и мира; разрабатывать природоохранные мероприятия для устойчивого недропользования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Метеорология и климатология

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать состав и свойства атмосферы и понимать природу основных физических процессов, протекающих в атмосфере. Дисциплина представляет собой понимание основных физических процессов, протекающих в атмосфере. Учебный курс направлен на изучение следующих вопросов: состав и строение атмосферы; основы статики атмосферы; процессы преобразования солнечной радиации, формирование погоды и климата; описать состав и строение атмосферы, принципы и законы теплообмена, влагооборота и атмосферной циркуляции, физические процессы и факторы, определяющие погоду и климат. Студент будет способен перечислить основные подходы к классификации типов климата и климатическому районированию, зональные особенности погоды и климата, давать им качественную и количественную оценку; анализировать климатические ресурсы отдельного региона и составлять метеорологические и агрометеорологические прогнозы и расчеты.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Мелиорация почв

    Цель курса – формирование способности понимать современное состояние и перспективы развития мелиорации почв, актуальные для Казахстана, оросительные мелиорации и мелиорации засоленных почв как средства интенсификации сельского хозяйства и экологической устойчивости агроценозов. Курс направлен на формирование теоретических основ для проведения мелиорации для получения высоких урожаев, оптимизации процесса сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Студент будет способен освоить принципы и методы бонитировки почв по свойствам почв, которые коррелируют с урожайностью и средней многолетней урожайностью культур; определять по диагностическим признакам структуру почвенного покрова и произвести агропроизводственную группировку почв; осуществлять статистическую обработку материалов бонитировочных исследований: данных свойств и режимов почв и средней многолетней урожайности ведущих культур по почвенным зонам и подзонам.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Экология промышленного производства

    Цель курса – сформировать способность разрабатывать обоснованные инженерно-технические мероприятия по сохранению качества окружающей среды в условиях промышленного производства. В курсе рассматриваются основные экологические проблемы различных отраслей производства, мероприятия и технологии защиты окружающей среды на промышленных предприятиях, аппараты очистки газов, сточных вод, мероприятия по очистке почв, утилизации отходов. Студент будет способен классифицировать загрязняющие вещества отдельного производстваи комплекса промышленных производств и их влияние на окружающую среду; определять, выявлять и предвидеть отрицательное воздействие, вызываемое промышленными предприятиями; прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф типизацией техногенных воздействий на атмосферу, литосферу, гидросферу, педосферу; проанализировать взаимодействие отдельных производств с ресурсами окружающей среды;выбирать пути и методы снижения отрицательных воздействий существующих производств на окружающую среду и проводить экологизацию технологических процессов промышленных предприятий.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Экономические основы природопользования

    Цель дисциплины – сформировать способность оценить природные ресурсы и рассчитать платежи за природопользование, за загрязнение окружающей среды и экономический ущерб от ее загрязнения. Курс направлен на формирование методологических основ понимания административных и экономических механизмов регулирования природопользования; экономической оценки природных ресурсов; расчета экологических платежей и экологического ущерба от загрязнения окружающей среды. Студент будет способен понимать механизмы формирования платежей за пользование природными ресурсами и загрязнения окружающей среды; применять различные нормы законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих использование природных ресурсов; обосновывать экономические механизмы регулирования природопользования; рассчитывать экологический ущерб от загрязнения окружающей среды, плату за использование природных ресурсов и за эмиссии в окружающую среду.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Управление отходами

    Цель курса – сформировать способность оценить современную систему управления отходами производства и потребления для осуществления природоохранных работ на конкретных территориях. Курс направлен на ознакомление с методами утилизации и переработки отходов, организацией системы обращения с отходами, нормами образования отходов, разработку схемы управления отходами на предприятии, проектов нормативов образования отходов и лимитов размещения. Студент будет способен работать с нормативными и правовыми документами в сфере обращения с отходами; проводить надзорные проверки деятельности по обращению с отходами и выявлять нарушения в сфере обращения с отходами; составлять отчетную документацию в сфере обращения с отходами производства и потребления и проходить процедуру лицензирования в сфере обращения с отходами;разрабатывать проекты нормативов размещения отходов и лимитов на их размещение, схемы управления отходами.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Рекультивация ландшафтов

    Цель дисциплины – формирование способностей оценивать деградированные нарушенные и загрязненные ландшафты и разрабатывать мероприятия по их рекультивации. Курс формирует основу для разработки схем рекультивации земель, организации природоохранных мероприятий для снижения негативного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Курс направлен на изучение направлений и этапов рекультивации ландшафтов, нормативных документов в указанной сфере. Студент будет способен представить развернутую оценку деградированных сельскохозяйственных земель в Казахстане; описать этапы и стадии рекультивации нарушенных природно-техногенных ландшафтов; перечислить мероприятия по рекультивации и охране различных категорий нарушенных земель и наметить пути их рационального использования; разрабатывать технологические схемы рекультивации нарушенных земель и обосновывать выбор основных направлений рекультивации земель; организовать комплекс природоохранных мероприятий с целью снижения негативного воздействия горнодобывающего, нефтегазодобывающего или перерабатывающего предприятия на окружающую среду.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Ландшафтоведение и районирование

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать антропогенную нагрузку в различных типах природных комплексов методами прикладного ландшафтоведения. Курс изучает классификацию и морфологическую структуру природных ландшафтов, их роль в формировании геосистем, роль различных факторов в формировании и функционировании ландшафта, проблемы территориальной организации ландшафтов, проблемы воздействия антропогенных изменений на природные ландшафты, методы ландшафтных исследований. Студент будет способен объяснять закономерности динамики ландшафтов, важнейшие факторы ландшафтогенеза и этапы эволюции ландшафтной оболочки Земли, основные теоретико-методологические положения географического районирования; охарактеризовать особенности строения и функционирования отдельных типов ландшафтов Земли, выделять их морфологические единицы и геохимические особенности; составлять карты географического районирования с помощью различных методических приемов;оценивать современное экологическое состояние и перспективы развития ландшафтов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Экологическая документация предприятия

    Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать экологическую документацию и вести экологическую отчетность предприятия. Курс формирует базу для понимания основ экологического проектирования, процедуры производственного мониторинга, инвентаризации источников загрязнения. Студент будет способен применять основные требования экологического законодательства РК; вести документы экологической налоговой, статистической отчетности, отчетности по опасным отходам, по производственному экологическому контролю (ПЭК) и заполнять формы 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух), 4-ОС; разрабатывать и согласовывать разрешительную документацию предприятия; разрабатывать проекты ПДВ, ПДС, НРО, паспортов отходов и т.д.; анализировать деятельность предприятий по экостатистике и разрабатывать план природоохранных мероприятий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Экологическая экспертиза и аудит

    Цель курса – сформировать способность проводить процедуру экологической экспертизы и аудита, их организацию за рубежом и в Казахстане. Курс формирует основу для понимания основных понятий и правил проведения экспертизы и аудита. Курс знакомит с системой норм и правил, нормативными документами по экологической экспертизе и аудиту, охране окружающей среды, рациональному природопользованию. Студент будет способен понимать и различать виды, процедуру принципы и условия проведения экологичесой экспертизы и аудита; применять алгоритмы разработки экологической экспертизы и аудита различного уровня для конкретных проектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности;анализировать и применять принципы и методы получения и анализа информации в области экологической экспертизы и аудита; организовывать проведение экологической экспертизы и аудита.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Этапы и процедуры ОВОС

    Цель дисциплины – сформировать способность проводить процедуру оценки воздействия на окружающую среду действующих и намечаемых объектов. Курс формирует теоретическую основу для понимания процедуры ОВОС и разработки проектов ОВОС. Курс направлен на изучение принципов и методов проведения ОВОС, использование различных матриц оценки воздействия на окружающую среду, обоснование решений, принятых в проектах ОВОС. Студент будет способен выбирать методы и практические приемы ОВОС для разработки проекта;применять правила и процедуры экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности на различных стадиях: заявлений о намерениях, технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиций, ТЭО проекта с учетом возможного воздействия на здоровье населения и социально-экономических последствий; анализировать и сравнить конкретные проекты ОВОС различных видов хозяйственной деятельности и выявлять их преимущества и недостатки.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Организация и планирование природоохранной деятельности

    Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать и обосновывать природоохранные мероприятия по предотвращению, снижению или ликвидации негативного воздействия на окружающую среду. Курс направлен на формирование основ управления и контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Курс формирует навыки разработки природоохранных мероприятий, заполнения форм экологической отчетности и оформления разрешений на природопользование. Студент будет способен описать систему государственного управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; организовать и провести государственный и производственный экологический контроль деятельности предприятий; организовать работу экологической службы на предприятии, вести Государственную статистическую отчетность по вопросам охраны окружающей среды, оформлять и получать разрешительную документацию для предприятия.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Пустыневедение

    Цель дисциплины – формирование способности анализировать факторы, причины опустынивания, разрабатывать меры для решения проблем опустынивания и по борьбе с ним. Курс формирует навыки оценки климатических и геоморфологических особенностей региона с целью недопущения развития опустынивания. Дисциплина направлена на изучение классификации типов, критериев, факторов и современного состояния опустынивания, методов борьбы с ним; региональные особенности территории, проблемы опустынивания, критерии опустынивания; факторы вызывающие опустынивание и причины деградации почв, техногенное нарушение земель. Студент будет способен аргументировать полученные знания для решения проблем опустынивания и разработки мер по борьбе с негативными процессами опустынивания; проводить самостоятельную оценку климатических и геоморфологических особенностей региона с целью недопущения развития опустынивания; интерпритировать мероприятия по восстановлению деградированных земель и плодородия почв.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Экологическая стандартизация и сертификация

    Цель дисциплины – сформировать способность разрабатывать экологические цель, программу и политику предприятия, анализировать и применять стандарты в области охраны окружающей среды, оценить сертификацию систем экологического менеджмента. Курс направлен на изучение показателей и оценки качества продукции, понятий, этапов и перспектив развития государственной и международной систем стандартизации и сертификации, нормативных документов по стандартизации. Студент будет способен понимать содержание, структуру, правовые и экономические основы современной системы экологической стандартизации и сертификации; объяснять значение и принципы применения экологической маркировки продукции; сравнить принципы построения международных и отечественных стандартов, объяснить правила пользования стандартами и другой нормативной документацией по стандартизации; свободно ориентироваться и применять действующее законодательство, регулирующее экологическую стандартизацию и сертификацию.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Основы гляциологии

    Цель дисциплины – сформировать способность анализировать современные проблемы ледников в связи с изменением климата, антропогенное влияние на ледниковый режим и прогнозирование изменений ледников в будущем. Курс рассматривает ледники, их закономерности и распространение с учетом физико-географических условий, прогнозирование современного режима ледников в будущем, возникновение различных видов ледников в природе. Студент будет способен перечислить ледниковые районы мира, факторы и климатические циклы колебания ледников, причины возникновения, условия существования, развития и факторы, способствующие сходу снежных лавин и гляциальных селей;описать закономерности формирования и распределения снежного покрова на Земле, физико-механические свойства льда и типы движения ледников, механизм возникновения и свойства пресных и морских льдов; ориентироваться в современных проблемах гляциологии.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов

    Цель дисциплины – сформировать способность оценивать причины и следствия неблагоприятного природного и антропогенного воздействия на окружающую среду и способы их выявления. При изучении дисциплины рассматривается назначение мониторинга, геоэкологическое районирование, основные принципы мониторинговых исследований, организация и проведения экологического геомониторинга, система методов наблюдения и контроля. Студент будет способен понимать назначение, классификацию и принципы мониторинга окружающей среды; различать специфику мониторинга состояния водных, земельных ресурсов, лесного фонда, геологической среды, биологических и других природных ресурсов; применять различные методы наблюдений и оценки состояния окружающей среды; разрабатывать программы мониторинга окружающей среды; планировать, организовать и проводить работы по мониторингу окружающей среды и природных ресурсов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Бонитировка почв

    Цель курса – формирование способностей оценить качество почвы, на основе баллов бонитета рассчитать урожайность сельскохозяйственных культур и дать рекомендации по ее повышению. Курс направлен приобретение практических навыков по диагностике, качественной оценке, классификации и агропроизводственной группировке почв. Курс формирует основу для разработки рекомендаций по зонированию территории, рациональному планированию, дифференциации, специализации сельскохозяйственного производства. Студент будет способен освоить принципы и методы бонитировки почв по свойствам почв, которые коррелируют с урожайностью и средней многолетней урожайностью культур; определять по диагностическим признакам структуру почвенного покрова и произвести агропроизводственную группировку почв; осуществлять статистическую обработку материалов бонитировочных исследований: данных свойств и режимов почв и средней многолетней урожайности ведущих культур по почвенным зонам и подзонам.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • 2. собирать и обрабатывать информацию для проведения мониторинга окружающей среды, формировать базы данных состояния окружающей среды с применением современных методов анализа и ГИС- технологий;
  • 10. разрабатывать мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в различных отраслях;
  • 1. понимать физические и химические процессы в компонентах окружающей среды, строение, состав, функции и экологическое состояние атмосферы, гидросферы, литосферы для проведения оценки состояния ОС, перспективы использования полезных ископаемых и создавать тематические карты с использованием ГИС-технологий;
  • 9. проводить оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, используя результаты лабораторных анализов, актуальную нормативно-правовую базу в области охраны окружающей среды;
  • 5. анализировать и применять нормативные документы в области использования природных ресурсов, охраны недр и окружающей среды для обеспечения экологической безопасности природно- техногенных систем и разработки рекомендаций по рациональному природопользованию;
  • 7. использовать приемы и методы ландшафтного земледелия, рекультивации земель для улучшения плодородия и других свойств почв;
  • 8. применять нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности, вести экологическую документацию с учетом основ экологического нормирования, ориентироваться в экономических механизмах использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
  • 4. проводить геохимические и геофизические исследования строения и функционирования ландшафтов, почв, состава и свойств поверхностных и подземных вод, по идентификации и описанию биологического разнообразия путем отбора проб компонентов окружающей среды;
  • 3. демонстрировать базовые знания в области высшей математики, фундаментальных разделов физики, общего землеведения для обработки и анализа экологической информации;
  • 6. объяснять значение экологической экспертизы и экологического аудита субъекта хозяйственной деятельности и организовывать их проведение;
  • 11. организовывать природоохранную деятельность в региональном и локальном (на предприятии) масштабе, систему экологического менеджмента, экологическую стандартизацию и сертификацию продуктов, процессов и услуг;
  • 12. анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции, использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области геоэкологии и природопользования на государственном, русском и иностранном языках, работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Похожие ОП

6B05201 Экология

Торайгыров университет

6B05201 Природопользование

Казахский агротехнический исследовательский университет имени С.Сейфуллина (КазАТУ им. Сейфуллина)

6B05201 Экология и природопользование

Международный университет Астана (AIU)

6B05201 Экология

Казахский национальный аграрный исследовательский университет (КазНАУ)

6B05201 Экология

Алматинский технологический университет (АТУ)

6B05201 Экология

Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова (ЗКГУ им. М. Утемисова)

6B05201 Экология

Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова (Yessenov University)

6B05201 Экология

Университет Нархоз

6B05201 Прикладная экология

Атырауский университет имени Х.Досмухамедова (АтУ им. Досмухамедова)

6B05201 Экология

Кызылординский университет "Болашак"

6B05201 Экология

Центрально-Азиатский Инновационный Университет (ЦАИУ)

6B05201 Экология

Инновационный Евразийский университет (ИнЕУ)

6B05201 Экология

Карагандинский университет Казпотребсоюза (КУ Казпотребсоюза)

6B05201 Экология

Университет имени Шакарима города Семей (ГУ им. Шакарима)

6B05201 Экология

Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)

6B05201 Экология

Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)

6B05201 Экология

Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова (ЖУ им. Жансугурова)

6B05201 Экология

Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова (КУ им. Ш. Уалиханова)

6B05201 Экология

Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)

Top